Щебеночно-песчаная смесь применяется в автодорожном и железнодорожном строительстве для формирования основания дорожного полотна. Используемая для этой цели ЩПС должна обладать определенными техническими параметрами:
- зерна щебня должны иметь плотность до 3 г/см3;
- показатель морозостойкости должен быть не ниже F300, а прочности – М1200;
- размеры зерен должны составлять от 0 до 20 или от 0 до 40 мм;
- лещадность (количество плоской и игловатой формы зерен) не должна превышать 35%;
- пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 4%;
- радиоактивность смеси не должна превышать 740 Бк/кг.
Если работы ведутся в черте города, ЩПС должна иметь показатель радиоактивности не более 370 Бк/кг. Более высокие технические показатели требуются при сооружении дорог, железнодорожных полотен и инженерных сооружений, расположенных за пределами населенных пунктов.
Порядок использования ЩПС для строительства дорог
Предварительно подготавливается земляная основа, на которую высыпается доставленная на объект щебеночно-песчаная смесь. Далее ее выравнивают, распределяют равномерно по всей поверхности основания и уплотняют получившийся слой при помощи катков или ручных трамбовочных приспособлений.
Использование ЩПС позволяет создавать ровные, прочные и долговечные поверхности, обладающие плотной структурой. Это покрытие способно выдержать длительное воздействие влаги, механические нагрузки и колебания температуры. Основания, созданные из ЩПС, легко отремонтировать в случае повреждения – изношенные участки можно просто подсыпать.