Для продления срока службы дороги используется ямочный ремонт как способ оперативного устранения ям, трещин, выбоин. Фактически это устранение мелких дефектов, которые без должного внимания могли бы быстро увеличиться в размере за счет свойства воды расширяться при замерзании. Компактный ямочный ремонт может выполняться разными видами асфальта, но как временный вариант экономии можно рассматривать отсыпку щебня. В данном случае имеется ввиду не использование этого материала в качестве подушки, поверх которой кладут асфальтобетон, а именно его применение в качестве элемента поверхности.
Если коротко, смысл технологии заключается в том, чтобы пропитать слой щебня битумным связующим и плотно укатать, добившись склеивания разнородной массы. Перед выкладыванием щебня проводятся стандартные работы по подготовке основания – края ямы расширяют, придавая ей правильную форму без ненадежных фрагментов, удаляют со дна весь мусор (продувкой или с помощью обыкновенной метлы), сушат строительным феном или воздуходувкой.
Оптимальное решение – засыпать яму щебнем именно того размера, который входит в состав оригинального асфальта на этой дороге. На практике это обычно слишком сложно, потому по инструкции следует использовать материал нескольких (до пяти) разных фракций, чтобы гарантировать заполнение пустот. Когда щебень отсыпан, остается хорошенько пролить его битумным вяжущим, после чего уплотнить массу виброплитой или, при большой площади ремонта, укатать катком.
Глубокие ямы (от 5 см) ремонтируют щебнем в несколько слоев, выполняя все описанные процедуры отдельно для каждого слоя.
Иногда ремонт выполняется по «обратной» схеме: в подготовленную яму сначала заливают битумное вяжущее, и только потом сверху отсыпается щебень. В этом случае разумно использовать катионный битум – его использование позволяет не высушивать выбоину перед ремонтом.
В качестве наиболее простого временного решения проблемы можно даже не использовать связующее, просто уложив несколько фракций щебня и хорошо его уплотнив. Такой ремонт нельзя назвать очень качественным – поверхность дороги получается слишком шероховатой и неоднородной, а со временем щебень все сильнее торчит наружу, заплатка подвергается растаскиванию. Еще одна проблема – способность щебневой отсыпки пропускать воду и накапливать ее в полостях; замерзая, жидкость расширяется и еще больше выталкивает сыпучий материал наружу.
Популярность примитивного ремонта щебнем обусловлена дешевизной материала и работ, возможностью выполнить восстановление дороги в кратчайшие сроки и качественно устранить выбоины, если в скором будущем ожидается полноценный ремонт.