Главная/Полезная информация/Виды и назначение разных марок асфальта

Виды и назначение разных марок асфальта

В разнообразии современных товаров потеряться очень легко, поэтому для удобства поиска на них ставят маркировку, отражающую определенные характеристики. Даже такие строительные материалы, как асфальтобетон, не являются исключением. Асфальт также маркируют, однако эти отметки раскрывают лишь часть параметров смеси, поэтому делать окончательный выбор только на основе марки нельзя.

Виды марки асфальта назначение

Марка определенной смеси асфальтобетона – это не показатель прочности, а список характеристик. Проще говоря, маркировка не говорит о том, что товар предназначается для какой-то определенной цели – она лишь помогает ориентироваться в основных свойствах, что существенно облегчает поиск подходящего материала. Так происходит потому, что асфальтовые смеси классифицируют по огромному количеству параметров, и некоторые виды раствора подходят лишь для четко определенного вида покрытий.

Что может включать одна марка асфальта?

К одной марке асфальтобетона могут относиться две абсолютно разные по характеристикам смеси. Приведем два варианта материала с одинаковой маркировкой.

Асфальт высокого качества, содержащий не менее 50-60% плотных материалов, таких как щебень или другие горные породы. Также в нем могут быть специальные модификаторы, увеличивающие качество и долговечность смеси. Такой асфальтобетон применяется для строительства трасс, на которые оказывается колоссальная нагрузка в виде большого потока машин.

Асфальт, основой которого является не каменный наполнитель, а песок. Подобный материал не используется ни для строительства, ни для ремонта автомобильных дорог. Причина заключается в том, что он не способен выдерживать большие нагрузки. Песчаная смесь обычно используется только для строительства тротуара и других пешеходных участков.

Очень важно изучить основные классификации асфальта прежде, чем заказывать дорожные работы – такая подготовка поможет выбрать максимально подходящую для конкретной задачи смесь асфальтобетона.

Категории марок асфальта

Всего существует три вида маркировки асфальтобетонной смеси:

  • марка I – разнообразные смеси, общей характеристикой которых является высокий уровень прочности;
  • марка II – самая распространенная категория с разными видами асфальта;
  • марка III – высокоплотный, но непрочный материал.

Значение марки асфальта

Маркировка асфальтобетона классифицирует его по четырем параметрам:

  • состав основы раствора;
  • плотность или пористость готового асфальта;
  • погодные условия и температурный режим во время укладки;
  • тип материала по процентному содержанию плотных компонентов.

Рассмотрим подробнее особенности каждой марки асфальтобетонных смесей.

Марка I. Первая категория включает в себя высокоплотные, плотные разных типов (А, Б и Г), пористые и щебеночные материалы. Также такой отметкой обладают холодные растворы типов Бх, Вх и Гх. В основе состава асфальта марки I может быть щебень, гравий или песок. Дополнительно в смесь входит вяжущий компонент в виде минерального порошка. Тип укладки может быть как холодным, так и горячим. Различные комбинации материалов в смеси позволяют применять его для дорог разного назначения и для различных слоев. Марка I отражает устойчивость дороги к различным внешним факторам исключительно в том случае, если смесь была проложена в соответствующем назначению месте. Горячий асфальтобетон со щебневой основой марки I содержит минимум 40% каменного наполнителя. Такой состав обеспечивает достаточную плотность материала, чтобы прокладывать дороги любого назначения. Пористый материал с маркой I, в составе которого преимущественно каменный наполнитель, отлично подойдет для укладывания средних слоев автомобильных трасс. Смеси с разными видами песка в основе подходят для создания тротуара, однако они близки по составу к материалам с отметкой III. Марка I считается наиболее дорогой и качественной.

Марка II. Маркировку ставят на следующие разновидности раствора: высокоплотные, плотные (тип А, Б, В, Г и Д), пористые, высокоплотные песчаные и холодные (тип Бх, Вх, Гх и Дх). Асфальтобетон состоит преимущественно из тех же компонентов, что и смеси марки I – гравий, щебень, песок и минеральный порошок. Компоненты менее качественны, чем в наивысшей категории, однако именно этот тип чаще всего называют «обычным» асфальтом. Востребованность такого асфальтобетона заключается в его высокой устойчивости к механическим повреждениям и тяжелым погодным условиям. В целом характеристики смесей марки II ниже, чем марки I, однако все еще остаются на достаточно высоком уровне. Популярность 2-й категории асфальта также обосновывается тем, что не для всех дорог нужно высокопрочное покрытие. К примеру, марка II применяется для строительства городских автомобильных трасс и пешеходных участков. Стоимость такого материала в среднем ниже, чем товара с маркировкой I.

Марка III. В товарах с такой отметкой полностью отсутствует каменный наполнитель. Основа такого материала – плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д. Это асфальт с высоким уровнем плотности, но с низким показателем прочности. Покрытие из раствора с маркировкой III будет менее крепким, чем из смесей с содержанием горных пород. Недостаток прочности частично компенсируют специальными примесями. На прочность также влияет тип песка в смеси – обычный песок обеспечивает меньшую плотность, чем песок из щебня.

Значение характеристик асфальта, отраженных в марке

Как указано выше, марка отражает следующие характеристики материала:

  • состав наполнителя;
  • плотность и пористость;
  • погодные условия во время выполнения дорожных работ;
  • тип по уровню содержания горных пород.

Рассмотрим каждый параметр подробнее.

- Прочность асфальта в зависимости от главного компонента

Наиболее качественный материал для строительства дорог – это щебеночно-мастичная смесь. Высокий уровень эксплуатационных показателей в основном достигается благодаря щебню, занимающему большую часть состава. Горная порода дополняется волокнами целлюлозы, усиливающими свойства основного компонента. Еще одна отличительная особенность щебеночно-мастичной смеси – полимерный битум. Такой вяжущий компонент превосходит по своим характеристикам нефтяной и дорожный битум.

Щебеночно-мастичный асфальт состоит из следующих компонентов:

  • на 70-80% из горного щебня – материал делает дорогу прочнее и устойчивее к деформации поверхности от постоянной высокой нагрузки;
  • на 0,3-0,5% из целлюлозного волокна – даже небольшого количества такого вещества достаточно, чтобы асфальтобетон хорошо держал форму;
  • на 6-7% из полимерно-битумного вещества – материал увеличивает адгезионные свойства, повышает пластичность и предотвращает коррозию;
  • на 8-12% из минерального порошка – он увеличивает плотность и усиливает вяжущие свойства других компонентов.

Высокопрочный щебеночно-мастичный материал не только обладает большим сроком службы – он также способствует снижению шума при оживленном движении транспорта по трассе.

Смеси с гравием в качестве основного компонента не такие прочные, как щебеночные. Однако даже такой каменный материал все еще считается высококачественным элементом, ведь способен продолжительное время выдерживать нагрузку от оживленного движения автомобилей.

Гравийные асфальтобетонные смеси используют для строительства обычных дорог и тротуаров. Однако у такого материала есть и ограничения – из него нельзя создавать скоростные трассы и взлетно-посадочные полосы.

Наименьшей прочностью обладает асфальт, основным компонентом которого является песок. Однако такой материал тоже может служить достаточно долго, если использовать его по назначению – он отлично справляется с легкой нагрузкой, поэтому подходит для строительства пешеходных зон.

Характеристики песочного асфальта различаются в зависимости от типа песка, находящегося в составе. Наиболее качественными характеристиками обладает песок из щебня и гравия. Главным преимуществом такого асфальтобетона является низкая стоимость.

- Показатель уровня плотности или пористости готового асфальта

Данная характеристика описывает пористость асфальта, образовавшуюся после окончательного уплотнения. Чтобы определить такой показатель, из готовой дороги вырезается небольшой образец. Существуют следующие степени плотности/пористости асфальтобетона:

  • высокоплотный – 1-1,2% пор;
  • плотный – 2,5-5%;
  • пористый – 10%;
  • высокопористый – 10-18%.

В большинстве случаев самыми прочными материалами считаются те, в которых минимальный уровень пористости и максимальная плотность. Тем не менее, такие характеристики могут ввести в заблуждение, ведь высокий уровень плотности не всегда гарантирует прочность. К примеру, остаточная пористость песчаной смеси составляет всего 1%, однако ее прочность гораздо ниже щебневого асфальтобетона.

- Условия для проведения работ

К данному параметру относятся:

  • температура нагрева асфальтобетона во время укладки;
  • погодные условия;
  • температура основы дороги;
  • необходимость окончательного уплотнения.

Каждый тип асфальтной смеси требует определенных условий во время проведения дорожных работ. Рассмотрим особенности технологии укладки каждого вида асфальта.

  • Горячий асфальт. При укладке оптимальная температура раствора составляет 110-150°C, температура воздуха и основы дороги не должны быть ниже +5°C. Материал требует окончательного уплотнения, обладает высокими параметрами прочности и долговечности. Горячий асфальт подходит для строительства и ремонта автомобильных трасс.
  • Литой асфальт. Оптимальная температура для укладки находится в диапазоне 190-250°. Температура воздуха и основы должна быть такой же, как при укладке горячего асфальта. Литой асфальтобетон не нуждается в окончательном уплотнении, обладает высокими физико-механическими показателями. Материал используют для прокладывания и ремонта дорог.
  • Холодный асфальт. Материал не требует нагрева, однако температура основы дороги и смеси при укладке не должна быть ниже +5°C. При этом столбик термометра может показывать до -10°C и даже до -20°C (последнее только в экстренных случаях). Холодный асфальт требует окончательного уплотнения, обладает средними показателями прочности и срока службы. Смесь применяется только для ямочного ремонта дорожных покрытий.

- Виды асфальтового материала

Смеси асфальтобетона разделяются на пять типов в зависимости от основного компонента. Два из них определяют лишь одну конкретную разновидность асфальта.

  • Тип А – на 50-60% состоит из горных пород;
  • Тип Б – содержит не менее 40-50% щебня или гравия;
  • Тип В – в составе около 30-40% каменного наполнителя;
  • Тип Г – щебневый песок;
  • Тип Д – гравийный песок.

Подведем итоги

Марку нельзя использовать в качестве единственного параметра для выбора, ведь под одной маркировкой находятся смеси с абсолютно разным назначением. Одинаковая отметка может стоять как на прочном материале, основой которого служит щебень, так и на песчаном асфальтобетоне, не предназначенном для больших нагрузок.

Всего различают три марки асфальта, описывающих 4 характеристики материала: его состав, плотность и пористость, условия во время дорожных работ и тип в зависимости от компонентов. Каждая марка отражает уровень качества смеси, используемой по назначению, ведь существуют высокопрочные смеси для трасс и менее прочные – для пешеходных дорожек.

Контакты:
Звоните с 8:00 до 19:00
Ждем Вас с 9:00 до 18:00
197373, Санкт-Петербург, пр. Шуваловский 32
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Консультация
Оставьте заявку и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
заказать звонок
Оставьте заявку и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена
Оставьте заявку
и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена