Дать один конкретный ответ на данный вопрос невозможно, ведь асфальт – это лишь общее название для нескольких разновидностей массы, состоящей из разных компонентов. Даже если компоненты по наименованиям одинаковые, асфальтобетон, используемый для различных нужд, будет иметь разные их пропорции.
Но строители, конечно, не могут позволить себе проводить расчеты без хотя бы усредненных показателей. Только благодаря наличию примерных величин можно заранее просчитать количество необходимой техники и адекватно составить смету.
Первоначальный асфальт в момент своего изобретения имел крайне простой состав – битум на основе нефти связывал в общую массу щебень (большую часть) с гравием (меньшая часть). Однако химическая промышленность активно работала над тем, чтобы улучшить свойства битума, и в итоге он стал поликомпонентным, включая полимеры, пластификаторы и прочие составляющие. Такая эволюция даже привела к появлению нового термина – ПБВ, или полимерное битумное вяжущее.
На основе ПБВ стали производить полимерасфальтобетонную смесь, но ее состав уже не мог быть стандартным – каждый застройщик добавлял компоненты, позволяющие получить именно те качества, которые нужны ему здесь и сейчас. На фоне того, как улучшались свойства ПБВ, постепенно производители почти отказались от использования гравия из осадочных пород – он попросту выглядел слабым звеном. Вместо него стали тщательнее выбирать горный щебень и добавили в «рецепт» минеральный порошок.
Сейчас асфальтобетон состоит из таких основных компонентов:
Понятие полимерной асфальтобетонной смеси так и не прижилось – видимо, из-за существенной длины названия. В непрофессиональной среде приобрела распространение практика называть старую, предельно простую смесь асфальтом, а новую, с ПБВ и пластификаторами – асфальтобетоном. На самом деле это неправильный подход, ведь оба названия являются упрощенными, просторечными, допустимыми для использования, но не позволяющими различать разные материалы.
Оптимальный вариант – взять куб той смеси, которую будете использовать, и взвесить. Если нужен теоретический предварительный расчет, то учитывайте, что на итоговый результат влияют многие переменные:
Если же ни взвешивание, ни предметный теоретический расчет пока невозможны, остается прибегнуть к опыту предшественников. Результаты получаются следующие.
На самом деле даже этим примерам не стоит верить слепо – любой неучтенный компонент (или его отсутствие) могут влиять на вес кубометра асфальта, выводя показатели за рамки описанного.
С точки зрения логистики наиболее разумно брать тот асфальтобетон, что полегче, но на практике такой подход, конечно, недопустим. Выбор конкретного состава массы осуществляется только отталкиваясь от ее свойств.
Например, песчаный асфальт совершенно не годится для строительства автодорог – для этих целей он слишком хрупкий. Зато он, как более дешевый материал, выглядит идеальным кандидатом для мощения тротуаров или придомовых территорий.
Гравийный асфальт уже на порядок прочнее и выносливее – из него можно делать автодорожное покрытие, но с условием, что оно не будет сталкиваться с высокими нагрузками. Грубо говоря, это хороший материал для подъездной дороги, деревенской улицы, даже трассы местного значения. Используют гравийную смесь и для мощения пешеходных зон, но только в том случае, если требуется повышенный срок эксплуатации.
Асфальтобетон на основе щебня и мастики стоит дороже других, зато его свойства оправдывают цену. Он годится для отмостки трасс любого типа и взлетно-посадочных полос – то есть, тех асфальтированных участков, которые сталкиваются с максимальной нагрузкой. А вот тротуары из такой массы не делают почти никогда – подобный запас прочности пешеходной зоне просто не нужен, потому расходы не оправданы.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон усилен целлюлозными волокнами – мастика «держится» за них и не растекается. Сами волокна надежно закреплены прочным каркасом из щебня. В результате застывший состав отличается впечатляющей надежностью и долговечностью, устойчивостью к износу и механическому воздействию (колея не образуется), сниженным уровнем шума при контакте с шинами.
Асфальт бывает горячим (в том числе литым) и холодным. Если горячую смесь в обязательном порядке надо подогревать до температуры не ниже 110 градусов, то холодный асфальт разжижается специальными присадками, и может быть уложен при температуре массы от +5. При прочих равных холодный асфальт уступает конкурентам в прочности.
В то же время и «обычный» горячий, и холодный асфальтобетон отличаются сравнительно низкой плотностью (соответственно, весом) и требуют дополнительного уплотнения. Литой горячий асфальт изначально текуч – в нем не может быть пор, потому он тяжелее.
На вес влияет и зернистость – если она велика, в толще смеси будет больше пластичных наполнителей, заполняющих пустоты между фрагментами щебня. При этом укладка дороги предполагает использование обеих разновидностей – подстилающий слой делают из крупнозернистого состава, поскольку он лучше сопротивляется образованию колеи (не разъезжается), а поверхностный слой разумнее мостить из более прочного, устойчивого к износу и хорошо изолирующего мелкозернистого асфальта.
Вес куба асфальта – понятие весьма растяжимое, зависящее от большого количества переменных. Наиболее точный результат показывает взвешивание контрольного образца, но и без этой процедуры можно получить примерное представление о порядке цифр благодаря учету всех весомых переменных или сверке с таблицами массы асфальтобетона разных типов.