Среди прочих разновидностей асфальтовых материалов щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) занимает особое место, ведь по характеристикам он превосходит другие строительные материалы. Как правило, ЩМА применяется для создания покрытий, на которые в будущем будет оказываться колоссальная нагрузка. Если правильно выбрать технологию укладки, такой материал можно использовать для строительства любой дороги, однако это не всегда целесообразно. Предлагаем подробнее ознакомиться с составом, сферой применения и преимуществами ЩМА, а также рассмотреть стандартную технологию укладки асфальта.
В стандартной смеси ЩМА присутствуют следующие компоненты:
Вместо нефтяного битума в составе может быть полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) – в такой ситуации смесь не нуждается в дополнительных целлюлозных примесях. ПБВ считается более надежным веществом, чем нефтяной битум – оно лучше скрепляет асфальтобетон и делает полотно устойчивее к внешним факторам разрушения.
В составе асфальтобетонных смесей стабилизатором может выступать не только целлюлозное волокно, но и другие примеси. Однако именно целлюлозная нить показывает лучшие связывающие свойства и обладает приемлемой ценой.
Кубическая форма фракций щебня предназначена для того, чтобы во время утрамбовки дробленые горные породы сформировали прочную основу дорожного покрытия. Высокое содержание такого материала в ЩМА делает трассу надежной и предотвращает появление сдвигов от плохих погодных условий.
Комбинация из песка, минерального порошка и вяжущего вещества предназначена для заполнения пустот в застывающем асфальте. Наличие такого наполнителя обеспечивает высокую плотность покрытия и минимальный уровень пористости.
Целлюлозные волокна в смеси связывают между собой компоненты и предотвращают растекание нефтяного битума. Волокнистая добавка увеличивает срок службы дорожного покрытия, предотвращая расслаивание дороги.
Компоненты усиливают положительные свойства друг друга, обеспечивая дорожному полотну из ЩМА следующие преимущества:
Цена щебеночно-мастичной смеси выше, чем других асфальтобетонных материалов, однако стоимость оправдана отличными эксплуатационными характеристиками. Дорога из ЩМА служит в 2-3 раза дольше трасс из другого асфальта даже при высокой нагрузке.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон обычно применяют для строительства следующих объектов:
Важно отметить, что щебеночно-мастичный материал отлично подходит для создания любых покрытий, однако в целях экономии его состав иногда корректируют. Например, для пешеходных зон не нужен высокопрочный асфальт, поэтому состав смеси изменяют в сторону уменьшения стоимости составляющих.
Чтобы проложить дорогу из ЩМА, необходимо применять горячий способ укладки с последующей утрамбовкой при помощи спецтехники. Применение щебеночно-мастичного асфальтобетона еще не является 100% гарантией, что трасса будет качественной – чтобы результат был действительно хорошим, требуется правильно заложить основание. Подготовка к строительству дороги выполняется последовательно в несколько этапов:
По окончании подготовительных работ специалисты приступают к укладке асфальтобетона. Создание дороги из ЩМА происходит в строгой последовательности:
Важно отметить, что при создании дороги из ЩМА важно соблюдать технологию горячей укладки и не проводить работы при температуре ниже +5°C. Толщина покрытия может быть как 4-5 см, так и более 20 см – все зависит от назначения дороги.
К основным преимуществам ЩМА относят:
низкую чувствительность к природным факторам (влажности и перепадам температуры).
Отличные эксплуатационные характеристики позволяют применять ЩМА для строительства любых дорог, будь то пешеходная дорожка, скоростная трасса или взлетно-посадочная полоса.
В основе ЩМА находится щебень, дополненный наполнителями в виде песка и минерального порошка. Надежность и прочность вещества обеспечивает нефтяной битум и целлюлозные волокна либо полимерно-битумное вяжущее. Щебеночно-мастичная смесь укладывается горячим методом, поэтому использовать ее можно только при температуре выше +5°C.