Путешествуя по городским улицам, вы, наверное, не могли не заметить, как с течением времени дорожные знаки, применяемые по всему миру для регулирования дорожного движения, претерпели изменения в своем внешнем виде.
Технологический прогресс не стоит на месте и, несомненно, оказал влияние на дорожные знаки. Эти изменения сделали их более заметными не только днем, но и в темное время суток.
Если вернуться к истории дорожной сигнализации, первые дорожные знаки были примитивными в своей конструкции. Границы дороги выделялись простыми бревнами, воткнутыми в землю, или каменными кучами.
В древнем Риме, например, на определенных участках дороги устанавливались каменные колонны, указывающие расстояние до Рима.
В наши дни аналогичные указатели расстояния используются на трассах, ведущих в соседние города. Вместо каменных столбов, из-за сложности их изготовления, появились деревянные дорожные указатели, способные указывать на несколько направлений одновременно, что увеличило их информативность.
Мировая система дорожных знаков, с небольшими вариациями для каждой страны, была утверждена на первом международном дорожном конгрессе в 1908 году. В результате этого процесса дорожные знаки эволюционировали и приняли форму, с которой мы знакомы на дорогах сегодня.
Современная технология производства дорожных знаков частично автоматизирована, как и многие аспекты нашего современного высокотехнологичного мира.
Процесс производства начинается с создания компьютерного шаблона знака в специализированной программе, где определяются его форма и размеры в соответствии с установленными стандартами. Хотя закон предписывает строгое соблюдение этих стандартов, на практике это не всегда соблюдается.
После создания компьютерного шаблона программа преобразует данные в машинный код и передает их управляемому роботу-плоттеру, который вырезает контуры знака и его символику на листе самоклеящейся пленки, аналогичной той, которую мы видим на витринах магазинов.
Завершив вырезку трафарета дорожного знака, рабочие удаляют ненужные отрезки и наклейки с пленки, оставляя только желаемый рисунок.
Затем трафарет тщательно проверяется на наличие дефектов, ведь от этого зависит качество нанесенного рисунка на все знаки в партии. После проверки качества макета готовится рамка из полиэстеровой ткани для производства знака. Эта рамка покрывается тонким слоем светочувствительной краски, которая, после высыхания, используется для приклеивания ранее вырезанного трафарета дорожного знака.
Затем рамка помещается в вакуумную камеру, в которой откачивается воздух, чтобы устранить складки на материале и пузырьки воздуха на поверхности.
После завершения этого процесса ткань облучается светом из специального проектора мощностью до 6 тысяч ватт. Этот световой поток является реагентом, вытравливающим краску и оставляющим только рисунок на ткани. Затем остатки краски удаляются специальным составом.
Заключительным этапом перед нанесением рисунка является обработка листов в резервуарах с химическим раствором, который удаляет остатки смазки, грязи и других частиц, чтобы краска, наносимая на знак, легла ровно и не трескалась.
И, наконец, листы погружаются в раствор, повышающий стойкость алюминия к погодным условиям, чтобы знаки могли выдерживать морозы и жару.
Далее, алюминиевую пластину покрывают специальной защитной пленкой, содержащей мельчайшие частицы стекла. Это обеспечивает отличную видимость дорожного знака при использовании фар, поскольку стекло отражает свет. После этого знак приобретает окончательную форму, соответствующую его назначению, будь то четырехугольник для главной дороги, восьмиугольник для знака СТОП или треугольник для предупреждающего знака "Осторожно, дети".
Теперь перейдем к процессу нанесения рисунка. Для этой цели используется технология шелкотрафаретной печати, хотя вместо шелка используется полиэстер, более экономичный материал. Специализированная машина для изготовления дорожных знаков наносит краску на алюминиевую пластину через экран с предварительно созданным макетом. Краска проникает через отверстия в ткани, создавая яркий фон на поверхности знака. После нанесения краски знак отправляется в сушильную камеру, где происходит сушка в течение пяти минут при температуре, не превышающей 66 градусов.
Для производства дорожных табличек с названиями улиц используется аналогичный процесс, с той разницей, что алюминиевая пластина покрывается светоотражающей пленкой в качестве фона, а затем название улицы наносится вручную с использованием метода трафаретной печати или наклеиванием букв. Однако стоит отметить, что последний метод менее долговечен по сравнению с шелкотрафаретной печатью.
Для создания многоцветных дорожных знаков также используется метод трафаретной печати. Каждый цвет наносится по очереди после высыхания предыдущего слоя, что предотвращает смешивание цветов. Затем многоцветный знак подвергается термической обработке в сушильной камере при температуре 176 градусов по Цельсию. Прозрачность наносимой краски не влияет на светоотражающую пленку, наложенную на знак нижним слоем. Это обеспечивает светоотражательные свойства всего знака, а не только букв, делая его максимально заметным в любое время суток и при различных погодных условиях.
Все эти процессы выполняются с целью обеспечения водителей своевременной информацией о правилах, действующих на данном участке дороги, и обеспечения их безопасности.