Асфальт – материал достаточно прочный и долговечный, однако на оживленных дорогах он подвергается жесточайшему воздействию, ускоряющему его износ. При возникновении ям, трещин и выбоин дорожные службы должны реагировать достаточно быстро, если хотят, чтобы проблема не усугубилась и не потребовала огромных расходов на ее решение. Наиболее очевидная мера для оперативного устранения проблемы – так называемый ямочный ремонт, но прибегнуть к нему иногда нужно и зимой, тогда как строительством дорог не зря занимаются только летом. Отсюда закономерный вывод: укладка асфальта в зимнее время, даже на небольших площадях, сопряжена с определенными трудностями.
Специфика асфальта состоит в том, что для полноценного ремонта он должен остывать достаточно медленно. Если остывание будет происходить слишком быстро, классическую горячую смесь не получится качественно укатать, потому низкая температура воздуха и дорожного основания – это большая проблема. Большинство смесей в ходе укладки должны быть разогреты до 80-120 градусов – закономерно, что при низкой температуре они остывают чересчур быстро. Согласно технологии, укладка горячего асфальта вообще невозможна при температуре воздуха ниже +5 градусов.
Решение проблемы состоит в том, чтобы или использовать специфические разновидности массы, менее требовательные к температуре укладки, или создавать подходящие условия для ремонта. Вторая тактика уместна и в случае, если основание промерзло – нельзя ремонтировать дорогу, если ее основа промерзла глубже, чем на 20-30 сантиметров, и более чем на 70%.
Существуют три основные разновидности асфальтобетона, каждая из которых требует особых условий укладки. Отталкиваясь от инструкции для каждой из них, рассмотрим, как с их помощью провести ямочный ремонт в холодное время года.
Горячий асфальт наиболее популярен в строительстве дорог, поскольку хорошо подходит под описание «дешево и сердито», однако для зимнего ямочного ремонта он подходит мало. При температурах воздуха ниже +5 его не кладут, потому в идеале использовать его можно только в южных регионах, и то нужно ждать дня со сравнительно теплой погодой, греть массу до более высокой температуры, подогревать основание дороги.
Для сравнения, холодный асфальтобетон можно укладывать даже при -10 (а отдельные рецептуры – даже до -25), благодаря чему такая смесь уместна во всех регионах РФ практически круглогодично. Холодный асфальт еще и стоит сравнительно дешево, но долговечность его не столь высока, потому это скорее временная мера, чтобы дотянуть до теплого времени года и полноценного ремонта.
Литой асфальт – это разновидность горячего, и его тоже обычно не кладут при температуре ниже +5, хотя есть технология заливки литого асфальтобетона при значениях вплоть до -10 градусов, но тогда придется отдельно прогревать основание дороги. Литая смесь нуждается в серьезном нагревании (в отдельных случаях – до 250 градусов), зато она не требует трамбовки, совершенно не пропускает воду, а по прочности способна переплюнуть даже востребованные горячие аналоги. Главный минус такого решения – существенная стоимость.
Учитывая все сказанное, для зимнего ямочного ремонта в целом годятся все существующие виды асфальтобетона – нужно лишь помнить о том, что для каждого из них будет своя технология укладки. При этом холодный асфальт можно считать наиболее очевидным решением, поскольку он приспособлен к низким температурам.