Рассматривать все факторы, влияющие на толщину дорожного полотна, необходимо комплексно – например, при недостаточно качественном основании тот факт, что мы строим пешеходный тротуар с минимальной нагрузкой, не должен вести к существенному снижению толщины асфальтобетона. При этом делать запас толщины во всех случаях также нецелесообразно – это приведет к повышенным затратам на прокладывание дорог.
Для начала несколько тезисов о том, как оценивать ожидаемую нагрузку в зависимости от того, для чего предназначена дорога:
Ожидаемая нагрузка напрямую влияет на толщину асфальтобетона. Пешеходную зону можно закатать одним слоем асфальта толщиной в 3 сантиметра – и этого хватит, если категорически исключить вероятность проезда машин. Стоянки и подъездные пути требуют 6 сантиметров асфальтобетона.
Для дорог с постоянным движением показатели будут намного выше. Даже если по автодороге вообще не ездят грузовики, нужны три слоя асфальта с общей толщиной порядка 12 сантиметров, а вот смешанный транспортный поток – это уже четыре слоя и 18 сантиметров асфальтобетона. Если речь об оживленной дороге, используемой преимущественно грузовиками, могут понадобиться целых пять слоев при толщине асфальта до 30 сантиметров.
При укладке многослойной асфальтированной дороги стоит проклеить слои между собой с помощью битумного связующего. Перед укладкой асфальтобетона пропитать битумом надо и основание – 0,5-0,8 л/м2 должно хватить.
Большое значение имеет то, поверх чего укладывается асфальт. Например, качественное бетонное основание позволяет рассчитывать на то, что и 6 сантиметров асфальтобетона хватит, чтобы выдерживать среднюю нагрузку. Для сравнения, щебневая подушка или кирпичный бой предполагают толщину асфальта порядка 12-18 сантиметров, а при высокой постоянной нагрузке – до 30! При высокой нагрузке технология предписывает не экономить ни на толщине асфальта, ни на качестве основания.