Однозначного ответа на этот вопрос не существует – есть несколько разновидностей асфальта, которые укладываются при кардинально разных температурах. Температура укладки связана с прочими свойствами будущего покрытия. В целом действует правило, согласно которому повышение содержания натурального щебня делает массу более жесткой, потому ее необходимо разогревать сильнее для обеспечения полноценной пластичности. При этом соблюдение температуры «согласно инструкции» является обязательным – если нарушить технологию, покрытие не покажет всех своих лучших свойств.
Существуют три основных вида асфальтобетона, температуру заливки которых следует рассматривать отдельно, помня, что процент содержания натуральных твердых наполнителей влияет на температуру в пределах диапазона, допустимого для такого вида смеси.
Смесь такого типа считается очень качественной – из нее получаются долговечные и надежные дороги. Однако в среднем материал перед укладкой надо разогревать до 120 градусов выше нуля. По этой же причине в зимнее время горячий асфальт не кладут – температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов, иначе масса будет остывать слишком быстро.
Состав массы напрямую влияет на параметры температуры. Так, осадочный песок в качестве наполнителя требует нагревать массу до 85-110 градусов, а тот же песок, но из горных пород – уже до 105-120 градусов. Асфальт с содержанием щебня или гравия более 50% объема перед укладкой нагревается до 120-145 градусов. В ходе укладки масса закономерно остывает – допустимо снижение температуры на 35-45 градусов от максимального значения перед заливкой. Чем холоднее на улице, и чем медленнее осуществляется укладка, тем до более высоких значений нужно предварительно разогреть массу.
В целом литой асфальт – это разновидность горячего асфальтобетона, потому его тоже нужно предварительно греть и нельзя укладывать при температуре воздуха ниже +5 градусов. Однако литая масса разогревается до куда более высоких значений – в среднем до 220 градусов, хотя в зависимости от состава материала и текущих погодных условий это значение может и падать до 185 градусов, и подниматься до 250.
Ключевое отличие литого асфальтобетона – в том, что его не нужно уплотнять, достаточно залить его и оставить набираться прочности. Это значит, что процедура укладки осуществляется быстрее – то есть, снижается потребность в запасе температуры.
Такой смесью нельзя закатать дорогу целиком, зато она хорошо показывает себя при необходимости ямочного ремонта или строительстве тротуаров. Разогревать ее вообще не нужно, хотя если на улице мороз, необходим минимальный подогрев – до +20 градусов. Массу специально не греют, а просто хранят в отапливаемом помещении или заранее в него переносят. Зато укладка холодного асфальта возможна практически в любое время года даже в России – если на столбике термометра значения не упали ниже -10 градусов, работы можно не откладывать на потом. В некоторых случаях рабочие перед укладкой холодного асфальта прогревают само основание дороги, чтобы препятствовать слишком быстрому остыванию массы.
Асфальт любого типа не должен остывать слишком быстро – это ни к чему хорошему не приведет. Чтобы правильно рассчитать температуру его нагрева (или прогрева основания – в случае с холодным асфальтобетоном), необходимо учитывать факторы, способствующие ускоренному остыванию уложенной массы:
Разные типы асфальтобетона предполагают разную температуру укладки:
Некоторые факторы ускоряют потерю температуры уложенной массы – если они действуют интенсивно или в комплексе, асфальт перед укладкой надо прогревать сильнее. Также усиленный прогрев требуется горячим видам асфальта при повышении процентного содержания в них жестких натуральных наполнителей.