Название холодного асфальта можно считать «говорящим»: если «обыкновенный» асфальт при укладке требует нагрева до температуры, значительно превышающей температуру окружающей среды, то с рассматриваемой смесью можно обойтись без этого. Холодный асфальт включает в состав массы химические растворители, благодаря которым битумная смола и так жидкая – безо всякого нагрева. За счет отсутствия необходимости нагрева массы непосредственно на рабочей площадке снижается стоимость работ.
Несмотря на экономическую выгодность, использование холодных асфальтовых смесей имеет некоторые ограничения в использовании. Проблема кроется в том, что в застывшем виде такой асфальтобетон не обеспечивает той же прочности и долговечности, что и горячий аналог. Ввиду вышесказанного строить дороги общего пользования из такого материала нельзя, зато он может быть использован для срочного точечного ремонта. Особенно это актуально в холодное время года, ведь горячую смесь нельзя класть в мороз. Кроме того, применение холодного асфальтобетона уместно для асфальтирования пешеходных дорожек или подъездных дорог на частной территории – для того и другого прочности хватит.
К основным характеристикам холодных смесей необходимо отнести такие:
Последний пункт специалисты пытаются нивелировать, используя специфический щебень – только мелких фракций и обязательно граненого вида. Благодаря этому в застывшей асфальтобетонной смеси достигается повышенное содержание каменистого материала, она становится плотнее и прочнее.
Для срочного ямочного ремонта холодный асфальт подходит как нельзя лучше – после укладки он существенно быстрее приобретает эксплуатационные характеристики. Как только уложенная масса уплотнена, можно пускать транспорт – в случае с горячей смесью пришлось бы ждать, пока она остынет и застынет.
Выполняя ямочный ремонт с помощью холодного асфальтобетона, бригада выполняет следующую последовательность действий:
Проводить уплотнение можно как катком, так и вручную, при этом во втором случае рекомендуется двигаться по спирали от краев к центру. Достаточным считается уплотнение, при котором на асфальте не остается новых следов после воздействия.
Укладка холодного асфальтобетона очень напоминает работу с его горячим аналогом – с той единственной разницей, что массу не нужно нагревать. За счет этого также можно обойтись без спецтехники – по крайней мере, на небольших асфальтируемых участках. В целом необходимо выполнить следующие шаги:
Как и в случае с ямочным ремонтом, для уплотнения можно использовать каток или ручной инструмент. При самостоятельной укладке на частной территории холодный асфальт иногда пытаются укатывать колесами автомобиля, но это и непрактично, и не приносит надлежащего результата.
Холодный асфальтобетон допускает некоторое упрощение технологии укладки в части нагрева смеси, который не требуется, однако во всем остальном укладывать асфальт нужно строго согласно инструкции. Основные достоинства холодного асфальта заключаются в возможности укладывать его в любое время года и открывать движение практически сразу после завершения работ – для срочного ремонта или восстановления дорог зимой этот материал незаменим. Весомым недостатком является сравнительно низкая прочность холодного асфальта, из-за чего полноценно строят из него только подъездные пути и пешеходные дорожки – для сооружения постоянных дорог общего пользования такой материал не годится.