С наступлением первого холодного дождя и резкого похолодания начинается период, который обычно называют "днём жестянщика". Однако коммунальные службы не всегда быстро реагируют на необходимость очистки дорог от снежных заносов и борьбы с обледенением.
В 2020 году сроки, в течение которых службам следует освобождать дороги от наледи и снега, были законодательно ужесточены до 4-6 часов. Вопрос о том, чем посыпают дороги зимой в России для борьбы с гололедом и снегом, становится актуальным. Почему некоторые города отказываются от традиционных методов зимнего обслуживания дорог?
В течение полутора веков основными реагентами для борьбы с гололедом в России были соль и песок. Даже в 1868 году московские газеты сообщали, что "едкая жижа на мостовой разъедает копыта лошадей". Состав технической соли не сильно отличается от пищевой, разница лишь в степени очистки. Соль заготавливали в городах на холодный сезон.
Однако ситуация начинает меняться, и современные противогололедные средства, эффективные при экстремально низких температурах, появляются на вооружении коммунальных служб. Несмотря на это, во многих регионах продолжают применять соль и песок, считая их экономичными. Механическая очистка от снега требует больше ресурсов и техники, чем простое посыпание солью, даже если ее эффективность снижается при температурах ниже -15°C.
Считается, что использование традиционных методов борьбы с гололедом более экономично, поскольку очистка дорог техникой требует больших затрат на бульдозеры, самосвалы и экскаваторы. Песчано-соляные смеси считаются более эффективными с точки зрения топливосбережения, экономии трудовых ресурсов и бюджетных средств.
Однако опыт крупных городов и исследования специалистов подтверждают, что использование химических реагентов в долгосрочной перспективе более эффективно. Специалисты из шведского национального НИИ транспорта и содержания дорог пришли к выводу, что новые технологии, хотя и могут казаться дорогими, на самом деле окупаются, учитывая все расходы на более доступные, но менее эффективные альтернативы.
Песок, несмотря на свою популярность из-за дешевизны, становится все менее привлекательным методом поддержания сцепления колес с дорогой. Необходимость хранения материала, частота его нанесения, а также отрицательное воздействие на окружающую среду делают его менее эффективным в сравнении с химическими реагентами.
Исследования подтверждают опасность дорожного смёта, образующегося в результате использования песка. Этот материал накапливает тяжёлые металлы с превышением уровней безопасности, что может вызвать различные заболевания, включая иммунные и онкологические.
Применение реагентов для борьбы с гололедом, особенно таких, как хлорид натрия, может оказывать негативное воздействие на качество дорожного покрытия. В условиях минусовых температур данный химический состав не только способен разъедать асфальт и бетон, но также ускоряет процесс коррозии металлических деталей автомобилей. Эти неблагоприятные последствия поднимают вопрос о важности обеспечения высокого качества дорожных покрытий и их устойчивости в условиях зимних погодных воздействий. Такие риски подчеркивают необходимость рассмотрения более продвинутых и бережных методов обеспечения безопасности на дорогах, которые не только эффективны в предотвращении гололеда, но и сохраняют целостность и долговечность инфраструктуры