Качество строительства дорог напрямую влияет на срок их службы. Чтобы новое покрытие соответствовало нормативам и не требовало ремонта в течение установленного срока, специалисты подрядной организации и представители заказчика внимательно следят как за качеством работ, так и за уровнем применяемых технологий и материалов.
Контроль проводится на всех этапах реализации дорожного проекта — от подготовки до завершения. Он делится на три ключевые стадии: входной, операционный и приемочный контроль. Каждый этап требует участия квалифицированных специалистов, в первую очередь — со стороны подрядчика и лабораторных служб, поскольку именно от параметров несущих и верхних слоев дорожной конструкции зависит репутация организации, ее доход и уровень доверия заказчиков.
Проектирование, проведение изысканий, грамотный выбор рецептур смесей, а также эффективный менеджмент — это база для успешного прохождения всех этапов контроля качества.
На этой стадии осуществляется визуальный осмотр и сверка поставляемых на объект материалов с сопроводительной документацией. Особое внимание уделяется асфальтобетонной смеси: проверяется температура, марка, вид, время отгрузки, соответствие паспорту.
Температура смеси при приемке должна быть не ниже 100 °C, иначе материал признается некачественным. Также выявляются признаки плохого состояния — расслоение, комки, неоднородность состава. В таких случаях смесь не допускается к использованию.
Представители заказчика вправе проводить внеплановые проверки материалов, включая лабораторные испытания на месте или на заводе-изготовителе.
На этой стадии контролируются характеристики материалов, соблюдение проектных решений и нормативов при укладке и уплотнении покрытия. Проверяются температурные режимы, качество уплотнения основания, монтаж геоматериалов, установка бордюров и люков, толщина и ровность слоев.
Подрядчик обязан самостоятельно вести документацию:
проект производства работ
журналы (общий, лабораторный, геодезический)
акты по скрытым и ответственным работам
ведомости исполнительной нивелировки
рецепты на смеси и прочее
Контроль осуществляется в соответствии со СП 78.13330.2012 и ГОСТами (например, ГОСТ 31015-2002 и ГОСТ 54401-2020).
Качество уложенного асфальта проверяется визуально, инструментально и лабораторно — с отбором кернов или вырубок. Минимум 3 образца берется на 3000 м².
Завершающий этап включает в себя финальную оценку состояния покрытия, соответствие всех работ проекту, наличие полной документации и устранение замечаний, зафиксированных в ходе промежуточных приемок.
Оцениваются:
визуальное состояние
наличие документации
качество операционного и лабораторного контроля
точность геометрии и уклонов
выполнение предписаний заказчика и надзора
корректность оформления актов и журналов
Проводятся инструментальные измерения и лабораторные исследования с применением специализированного оборудования: нивелиров, плотномеров, уклономеров, буровых установок, приборов для оценки шероховатости и сцепления.
В проектной документации прописываются гарантийные сроки. Минимум:
8 лет — земляное полотно
6 лет — слои основания
5 лет — нижний слой покрытия
от 2 до 8 лет — верхний слой, в зависимости от транспортной нагрузки
Контроль качества охватывает не только асфальтирование, но и устройство обочин, водоотводов, откосов, установку знаков, светофоров и др. Только комплексный подход обеспечивает безопасность, надежность и долговечность автодорог.