Главная/Полезная информация/Что влияет на состояние дороги во время ее использования

Что влияет на состояние дороги во время ее использования

Современная общественная автомобильная дорога представляет собой сложную инженерную структуру, состоящую из множества компонентов. Основными элементами конструкции дороги являются земляное основание и дорожное покрытие, которое состоит из одного или нескольких слоев дорожного основания и одного или нескольких слоев дорожного покрытия.

Что влияет на состояние дороги во время ее использования

В процессе использования автомобильной дороги она регулярно подвергается повторяющимся нагрузкам от проезжающего транспорта. Кроме того, на нее оказывают влияние погодно-климатические условия (например, низкие температуры, снег, дождь) и грунтово-гидрологические факторы. Со временем эти факторы приводят к появлению напряжений и деформаций в слоях дорожного покрытия и земляном основании. Постепенно накапливающиеся напряжения и деформации приводят к разрушению дорожного покрытия и возникновению различных дефектов на поверхности дороги, таких как трещины, выбоины, провалы, колеи, вмятины в асфальте и другие.

Деформация земляного основания и дорожного покрытия означает изменение их размеров и формы без потери массы и цельности. Разрушение дорожного покрытия и земляного основания происходит, когда происходит изменение их размеров и формы с потерей массы или цельности. Деформации и разрушения в земляном основании неизбежно приводят к деформации и разрушению слоев дорожного покрытия.

Факторы, которые влияют на возникновение деформаций и разрушений в конструктивных элементах автомобильной дороги в процессе ее использования, могут быть как внешними, так и внутренними.

Внутренние факторы, влияющие на состояние дороги

Ко внутренним факторам, оказывающим влияние на изменение состояния дороги в процессе ее эксплуатации, относятся физико-механические характеристики самой дорожной конструкции (дорожного покрытия, дорожного основания и земляного полотна) и материалов ее слоев. Среди наиболее важных внутренних факторов можно выделить:

  1. Недостаточное или неравномерное уплотнение слоев дорожной одежды и земляного полотна, что может привести к неправильному распределению нагрузок и усилению деформаций.
  2. Неравномерный износ (истирание) дорожного покрытия под действием колес автомобилей, особенно в областях с интенсивным движением.
  3. Образование пластических деформаций в асфальтированных покрытиях и слоях из битумоминеральных смесей. В жаркое время года, повышенная температура может снизить вязкость битума, что приводит к ухудшению прочностных характеристик асфальтобетона. Напротив, в холодное время года вязкость битума возрастает, что может вызывать появление температурных трещин в асфальтированном покрытии.
  4. Накопление остаточных деформаций и структурных разрушений в слоях дорожного покрытия и/или основания. Превышение допустимых напряжений, вызванных нагрузкой от транспорта, может привести к нарушению структуры материала и появлению деформаций.
  5. Накопление остаточных деформаций в грунте земляного полотна под действием нагрузки от тяжелых грузовых автомобилей, особенно во время весеннего переувлажнения грунта, когда его несущая способность снижается.

Внешние факторы, влияющие на состояние дороги

К внешним факторам, оказывающим влияние на состояние автомобильной дороги в процессе ее эксплуатации, относятся погодно-климатические условия, грунтово-гидрологические условия и транспортная нагрузка:

  1. Величина нагрузки на ось транспортного средства и показатель давления в автомобильных шинах, которые могут оказывать давление на дорожное покрытие.
  2. Количество повторений и интервалы между нагрузками. Частое прохождение тяжелых транспортных средств может усиливать деформации и разрушения на дорожной поверхности.
  3. Продолжительность каждой нагрузки и суммарная продолжительность воздействия, которые могут влиять на накопление деформаций и разрушений.
  4. Погодные условия, включая температуру воздуха и солнечную радиацию, которые могут изменять физико-механические свойства дорожно-строительного материала, вызывать расширение или сжатие материала и влиять на его прочность.
  5. Состояние системы водоотвода и водопонижения, тип грунта земляного полотна и условия увлажнения. Повышенная влажность грунта может снижать его несущую способность и способствовать накоплению остаточных деформаций.

В жаркое время года воздействие внешних факторов на накопление остаточных деформаций становится особенно заметным для асфальтированных слоев дорожной одежды. Повышенная температура может снизить вязкость битумного вяжущего и привести к увеличению деформаций. Этот эффект усиливается при использовании некачественных материалов или неправильном уплотнении асфальтобетона во время строительства.

Воздействие автомобильных нагрузок на дорожную одежду и земляное полотно

Автомобильные нагрузки являются главным источником деформаций и разрушений на дороге. Когда автомобиль движется по горизонтальному участку дороги с ровной поверхностью, его колеса передают вертикальные и горизонтальные силы на дорожную одежду и земляное полотно.

Статические и динамические вертикальные и горизонтальные силы, передаваемые колесами транспортных средств через дорожную одежду на земляное полотно, вызывают напряжения и деформации в материале дороги, что приводит к его износу и разрушению.

Воздействие автомобильной нагрузки на дорожную одежду зависит от нагрузки на ось, давления в зоне контакта колеса с покрытием, времени приложения нагрузки, частоты и динамического повторения. Величина осевой нагрузки зависит от грузоподъемности автомобиля, числа осей и их расположения. Время приложения нагрузки зависит от скорости движения автомобиля, а число нагрузок и интервалы между ними зависят от интенсивности движения и его распределения в течение суток.

Под нагрузкой каждого колеса дорожная одежда прогибается и постепенно восстанавливается. Прогиб от колеса тяжелого грузового автомобиля распространяется во все стороны, образуя прогибную чашу радиусом до 4 м, которая перемещается по ходу движения автомобиля. Чаши прогиба от колес частично перекрываются и охватывают всю ширину проезжей части. В результате возникают напряжения сжатия, растяжения, изгиба и сдвига в слоях дорожной одежды. Излишние напряжения от автомобильных нагрузок приводят к различным деформациям.

На ровной дороге дорожная одежда испытывает кратковременную статическую нагрузку от колес. При движении транспортных средств по неровной поверхности давление колеса на покрытие меняется, и оно становится динамическим.

Горизонтальные (касательные) силы возникают из-за трения шин о покрытие при передаче тягового усилия и торможении автомобиля, а также от ударов колес о неровности покрытия. Максимальное значение горизонтальной силы достигается при резком торможении автомобиля и хорошем сцеплении шины с покрытием. Напряжения, вызванные действием горизонтальных сил на покрытие, быстро ослабевают по мере удаления от поверхности и наиболее опасны для верхних слоев дорожной одежды. Горизонтальные напряжения вызывают пластические деформации и разрушения, такие как сдвиги, волны, выпуклости, поперечные трещины и колеи. Такие деформации чаще всего наблюдаются на асфальтированном покрытии толщиной менее 8 см. При большей толщине покрытия сдвиговые деформации возникают реже.

Процесс изменения транспортно-эксплуатационного состояния дороги

Изменение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и накопление деформаций в ее конструктивных элементах происходит неравномерно. Весь процесс изменения состояния дороги, начиная с ее ввода в эксплуатацию и заканчивая состоянием, требующим капитального ремонта, можно условно разделить на четыре стадии.

  1. Первая стадия - ввод новой дороги в эксплуатацию. На этой стадии состояние дороги является очень хорошим. В процессе движения автомобилей происходит постепенное уплотнение дорожного покрытия, слоев дорожной одежды и земляного полотна, формируется устойчивая структура. Возможны отдельные деформации, вызванные ошибками в строительстве или ремонте.
  2. Вторая стадия - характеризуется хорошим состоянием дороги, но с увеличением износа покрытия, ухудшением его сцепных свойств и ровности. Могут появляться трещины и выбоины. Скорость и степень развития деформаций зависят от интенсивности движения автомобилей.
  3. Третья стадия - характеризуется накоплением деформаций не только в покрытии, но и в основании и земляном полотне. Начинают проявляться старение и деградация материалов, возникают усталостные явления, увеличивается площадь деформаций и появляются разрушения.
  4. Четвертая стадия - переход от удовлетворительного состояния к плохому. Деформации и разрушения, возникающие на этой стадии, требуют немедленного капитального ремонта или реконструкции дороги.

Продолжительность каждой стадии зависит от своевременности профилактических работ и текущих ремонтных работ, направленных на устранение деформаций и разрушений.

Контакты:
Звоните с 8:00 до 19:00
Ждем Вас с 9:00 до 18:00
197373, Санкт-Петербург, пр. Шуваловский 32
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Консультация
Оставьте заявку и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
заказать звонок
Оставьте заявку и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена
Оставьте заявку
и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена