Современная общественная автомобильная дорога представляет собой сложную инженерную структуру, состоящую из множества компонентов. Основными элементами конструкции дороги являются земляное основание и дорожное покрытие, которое состоит из одного или нескольких слоев дорожного основания и одного или нескольких слоев дорожного покрытия.
В процессе использования автомобильной дороги она регулярно подвергается повторяющимся нагрузкам от проезжающего транспорта. Кроме того, на нее оказывают влияние погодно-климатические условия (например, низкие температуры, снег, дождь) и грунтово-гидрологические факторы. Со временем эти факторы приводят к появлению напряжений и деформаций в слоях дорожного покрытия и земляном основании. Постепенно накапливающиеся напряжения и деформации приводят к разрушению дорожного покрытия и возникновению различных дефектов на поверхности дороги, таких как трещины, выбоины, провалы, колеи, вмятины в асфальте и другие.
Деформация земляного основания и дорожного покрытия означает изменение их размеров и формы без потери массы и цельности. Разрушение дорожного покрытия и земляного основания происходит, когда происходит изменение их размеров и формы с потерей массы или цельности. Деформации и разрушения в земляном основании неизбежно приводят к деформации и разрушению слоев дорожного покрытия.
Факторы, которые влияют на возникновение деформаций и разрушений в конструктивных элементах автомобильной дороги в процессе ее использования, могут быть как внешними, так и внутренними.
Ко внутренним факторам, оказывающим влияние на изменение состояния дороги в процессе ее эксплуатации, относятся физико-механические характеристики самой дорожной конструкции (дорожного покрытия, дорожного основания и земляного полотна) и материалов ее слоев. Среди наиболее важных внутренних факторов можно выделить:
К внешним факторам, оказывающим влияние на состояние автомобильной дороги в процессе ее эксплуатации, относятся погодно-климатические условия, грунтово-гидрологические условия и транспортная нагрузка:
В жаркое время года воздействие внешних факторов на накопление остаточных деформаций становится особенно заметным для асфальтированных слоев дорожной одежды. Повышенная температура может снизить вязкость битумного вяжущего и привести к увеличению деформаций. Этот эффект усиливается при использовании некачественных материалов или неправильном уплотнении асфальтобетона во время строительства.
Автомобильные нагрузки являются главным источником деформаций и разрушений на дороге. Когда автомобиль движется по горизонтальному участку дороги с ровной поверхностью, его колеса передают вертикальные и горизонтальные силы на дорожную одежду и земляное полотно.
Статические и динамические вертикальные и горизонтальные силы, передаваемые колесами транспортных средств через дорожную одежду на земляное полотно, вызывают напряжения и деформации в материале дороги, что приводит к его износу и разрушению.
Воздействие автомобильной нагрузки на дорожную одежду зависит от нагрузки на ось, давления в зоне контакта колеса с покрытием, времени приложения нагрузки, частоты и динамического повторения. Величина осевой нагрузки зависит от грузоподъемности автомобиля, числа осей и их расположения. Время приложения нагрузки зависит от скорости движения автомобиля, а число нагрузок и интервалы между ними зависят от интенсивности движения и его распределения в течение суток.
Под нагрузкой каждого колеса дорожная одежда прогибается и постепенно восстанавливается. Прогиб от колеса тяжелого грузового автомобиля распространяется во все стороны, образуя прогибную чашу радиусом до 4 м, которая перемещается по ходу движения автомобиля. Чаши прогиба от колес частично перекрываются и охватывают всю ширину проезжей части. В результате возникают напряжения сжатия, растяжения, изгиба и сдвига в слоях дорожной одежды. Излишние напряжения от автомобильных нагрузок приводят к различным деформациям.
На ровной дороге дорожная одежда испытывает кратковременную статическую нагрузку от колес. При движении транспортных средств по неровной поверхности давление колеса на покрытие меняется, и оно становится динамическим.
Горизонтальные (касательные) силы возникают из-за трения шин о покрытие при передаче тягового усилия и торможении автомобиля, а также от ударов колес о неровности покрытия. Максимальное значение горизонтальной силы достигается при резком торможении автомобиля и хорошем сцеплении шины с покрытием. Напряжения, вызванные действием горизонтальных сил на покрытие, быстро ослабевают по мере удаления от поверхности и наиболее опасны для верхних слоев дорожной одежды. Горизонтальные напряжения вызывают пластические деформации и разрушения, такие как сдвиги, волны, выпуклости, поперечные трещины и колеи. Такие деформации чаще всего наблюдаются на асфальтированном покрытии толщиной менее 8 см. При большей толщине покрытия сдвиговые деформации возникают реже.
Изменение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и накопление деформаций в ее конструктивных элементах происходит неравномерно. Весь процесс изменения состояния дороги, начиная с ее ввода в эксплуатацию и заканчивая состоянием, требующим капитального ремонта, можно условно разделить на четыре стадии.
Продолжительность каждой стадии зависит от своевременности профилактических работ и текущих ремонтных работ, направленных на устранение деформаций и разрушений.