Дорожное полотно, как и многие другие творения человеческих рук, рано или поздно нуждается в ремонте. Ремонт дороги, как и иных строений, может быть как точечным, так и капитальным, позволяющим радикально обновить состояние сооружения.
Дороги чинят тремя видами ремонта - экстренным, реагируя на чрезвычайные ситуации, плановым, заделывая трещины по сезону, и капитальным. Капитальный ремонт касается дороги в самом широком понимании этого слова - он затрагивает все ее составляющие, да еще и на приличном отрезке пути. В его задачи включено все, что поспособствует улучшению состояния дорожного полотна - это и укрепление грунта, и исправление недочетов подушки, и ремонт системы водоотведения, и ремонт самого асфальта.
Чаще всего к капитальному ремонту прибегают после серьезных катаклизмов, по типу наводнений, сильного проседания грунта, землетрясения и так далее. Провести капитальный ремонт дороги иногда практически не проще и не дешевле, чем построить магистраль с нуля.
Факт того, что дорога пришла в негодность, обычно очевиден с первого взгляда, но руководителям ремонтных работ важно понимать, почему это произошло, чтобы устранить проблему. Кроме того, важно понять, какими пределами ограничить капремонт - в какой точке остановиться, чтобы дальше оставить дорогу в ее существующем состоянии. Только представив полную картину, можно уяснить количество задействуемых сотрудников и техники, рассчитать количество материалов, составить смету. В некоторых случаях полная картина открывается только после того, как будет снята дорожная одежда - то есть, первоначальная смета еще будет отредактирована.
Даже если дорога практически уничтожена, проще не строить новую магистраль, а капитально отремонтировать старую. Причины очевидны: не нужно проводить изыскания нового маршрута, ведь старый прекрасно увязан с существующей транспортной сетью – значит, его и будут восстанавливать.
Ремонтируемая дорога не была построена просто так - наверняка есть население, которое ею пользуется. Ему надо дать некую альтернативу, либо в виде существующей объездной дороги, либо посредством строительства временной, которая может иметь как асфальтированное, так и грунтовое или щебеночное покрытие. Кроме того, на старой дороге надо установить предупреждающие знаки с указанием рекомендуемого маршрута объезда, потому что новые правила часть водителей поставят в тупик – особенно неместных, ориентирующихся по бумажной карте. Все это делается, естественно, только после согласования с ОАТИ и ГИБДД.
На ремонтируемый участок даже теоретически не должны попасть посторонние, потому он ограждается, но с оборудованием подъездных путей для задействованной техники. Для рабочих на участке сооружают бытовку, где будут доступны питьевая вода и аптечка, а также индивидуальные ящики для чистой и рабочей одежды. Обычно подрядчик обязан брать на себя выдачу рабочей одежды и обуви. Кроме того, заказчик работ организует медосмотры для людей и техосмотр для техники – они осуществляются ежедневно перед началом смены прямо на рабочем месте.
Снимаемый асфальтобетон, как правило, не выбрасывают - его везут на перерабатывающий завод, позволяющий повторно использоваться снятый материал. Если такой завод расположен слишком далеко, и везти асфальтобетон туда нецелесообразно, его необходимо вывезти на свалку. Снятию в любом случае подлежит покрытие не только проезжей части, но и обочины. Поскольку колотый бетон переработке не подлежит, его сразу везут на свалку или используют как бутовый камень.
Правильная организация работ предполагает минимальное задействование ручной силы - все задачи, которые можно доверить технике, доверяют машинам. Покрытие не удаляют абстрактно - его режут на куски определенного размера, чтобы их удобно было загружать в самосвалы. Эту работу делегируют, как правило, бульдозерам и автопогрузчикам.
Бетон в основании дороги снимают точно так же, как бетонное покрытие - режут на куски и погружают их автопогрузчиками в самосвалы. Так же, но без нарезки, поступают и со щебневым слоем. Если на месте можно организовать просеивание щебня, его сортировку на фракции, очистку и промывку, то никто такой материал, конечно, не вывозит – его повторно используют тут же. При этом использование неочищенного щебня недопустимо, поскольку из такой засыпки прочного основания не выйдет.
Как правило, снятый материал повторно используют только для менее ответственных работ. Иными словами, тот щебень, который до этого лежал в основе автомагистрали, теперь лучше использовать для отсыпки тротуара.
Иногда коллектор прячут непосредственно под дорогой – в этом случае его при капитальном ремонте придется удалять, потому что без этого укрепить грунт не получится. Если же коллектор благоразумно спроектировали чуть в стороне, и он не мешает уплотнению грунта, трогать его не обязательно. Решение о демонтаже водоотводов принимается в индивидуальном порядке.
Когда одежда полностью удалена, наступает время для того, чтобы еще раз оценить состояние грунта под дорогой. Действия, направленные на его укрепление, будут сильно зависеть от того, что послужило основанием для проведения капитального ремонта трассы.
Когда грунт укреплен, рабочие укладывают новую дорожную одежду. Очень желательно, чтобы уровень нового покрытия максимально совпадал с уровнем покрытия старого. В любом случае укладка новой дорожной одежды возможна только после масштабных исследований, выявивших все причины разрушения предыдущего покрытия, а также их устранения.