Любой пешеход знает, что регулирование движения по автомобильным дорогам осуществляется при помощи дорожных знаков и светофоров, однако немаловажную информирующую роль играет и дорожная разметка - особая стандартизированная маркировка, нанесенная непосредственно на асфальт или прилегающие к дороге столбы, отбойники, разделители.
До начала ХХ века никакой разметки на дорогах не было, да и движение по преобладающему большинству направлений не было таким уж оживленным. Однако изобретение быстроходных автомобилей, не способных, в отличие от лошадей, самостоятельно уворачиваться от препятствий, требовало внедрения новшеств, и в 1911 году оно случилось: в американском Детройте впервые в истории нанесли центральную линию, чтобы разделить встречные потоки движения. Автором изобретения и заодно отцом дорожной разметки считают члена местной дорожной комиссии Эдварда Хайнза, а упомянутая разделительная линия была нанесена на Вудворд Авеню, которая интересна еще и тем, что считается первой в мире дорогой с бетонным покрытием.
В 1921 году эксперимент повторили в пригороде британского Бирмингема, и только после этого белые линии на дороге перестали считаться локальной причудой, постепенно завоевав весь мир. Однако до стандартизации было еще очень далеко: например, немцы еще в 30-х годах прошлого века рисовали линии на асфальте черными, и только потом поняли, что водитель их толком не видит. Сегодня черная краска используется при нанесении только вертикальной разметки, и только в сочетании с белой или желтой.
В 1930 году британец Перси Шоу придумал световозвращающее устройство «кошачий глаз», ярко блестевшее даже при малейшем попадании света. По-другому его еще называют катафотом - такие сегодня обязательны, например, для велосипедистов, чтобы водители могли издалека видеть их в темноте.
В 50-ых в Калифорнии предложили добавлять в краску для нанесения разметки стеклянные шарики, которые отражали бы свет. Прекрасная видимость контуров дороги и разметки в темное время суток и сегодня достигается благодаря этой технологии. Чтобы дождевая вода не мешала отражению света, окрашенные светоотражающей краской элементы стали еще и приподнимать над поверхностью дороги на четверть дюйма, благодаря чему водитель, по невнимательности заехавший на линию разметки, начинал слышать характерное постукивание из-за неровного рельефа под колесами.
Рельефную разметку нельзя было нанести простой краской, потому ее, в виде маркеров из пластика и керамики, поначалу крепили к дорожному полотну особыми гвоздями. Лишь несколько лет спустя была изобретена специфическая эпоксидная смола, позволяющая клеить такие маркеры к дороге намертво. В 1966 году «точки Боттса», названные в честь своего изобретателя, стали типичным элементом дороги в США, а потом со временем стали популярными и за границей.
С 1955 года начали внедрять шумовые полосы по краю дороги - заехав на них, водитель слышит отчетливое жужжание, и даже в полной темноте может понять, что понемногу сбивается с курса. Придумали такое ноу-хау в американском Нью-Джерси, сегодня оно интенсивно используется в США, скандинавских странах и прочих регионах.
С увеличением количества машин разметка стала еще и вертикальной - ее начали наносить на столбы и ограждения, чтобы дополнительно предупредить о препятствиях или визуально выделить огражденные участки.
Сегодня дорожную разметку можно встретить не только на дорогах, но и на парковках всех типов, заправках, и даже на взлетно-посадочных полосах.
В зависимости от расположения разметки, она бывает горизонтальной (непосредственно на дорожном покрытии) или вертикальной (на прилегающих ограждениях или столбах).
У каждого типа разметки, как и у каждого дорожного знака, есть особый номер, состоящий из двух-трех чисел в одну-две цифры каждое, с точками между ними. Означают они следующее: