Битум представляет собой твердое черное либо темно-коричневое вещество, похожее на смолу, которое выполняет функции связующего во время выполнения различных строительно-ремонтных работ. Битум отличается высокими показателями сцепления с различными видами покрытий и гидрофобностью.
Битум не растворяется в воде. При необходимости растворения материала используют особые органические жидкости. На вязкость битума напрямую влияет температура окружающей среды – на холоде материал густеет. В структуре битума нет пор, именно по этой причине материал не пропускает воду. В зависимости от физических характеристик материала его соответствующим образом маркируют. Применяется маркировка в виде пары чисел, которые пишутся через дробь. Первое указывает на температуру размягчения битума, а второе - на температуру, при которой материал будет крошиться в результате механического воздействия.
Все существующие разновидности битума - это смесь нескольких основных компонентов, среди которых:
Около 30-60% от всего объема битума приходится на нефтяные масла. Этот компонент обеспечивает определенную вязкость и термопластичность материала. Содержание смол составляет около 20-40%, они необходимы для того, чтобы битум обладал необходимым сцеплением с разными поверхностями. Также в составе присутствуют асфальтены (10-40% от объема), обеспечивающие тугоплавкость и твердость битума, благодаря чему материал активно используют в строительных работах. Доля асфальтогеновых кислот составляет лишь до 3%, они обеспечивают липкость покрытия.
Сегодня представлены две группы битумов, отличающиеся между собой методом его получения:
Важно отметить, что исходное сырье в любом случае одинаковое. Производство искусственного материала осуществляется на специализированном оборудовании, которое выделяет битум из нефти. А вот природный битум добывают в качестве ископаемого, которое сразу можно использовать по назначению.
Речь идет о вторичном продукте, который получают в процессе нефтепереработки. В ходе отбора смазки и топлива из исходного сырья образуется гудрон. Его нагревают либо продувают воздухом, в результате чего получается нефтяной битум. Такой материал называют окисленным, он очень эластичен и обладает высокой тепловой устойчивостью.
Если применяется вакуумная технология перегонки нефти для получения топлива, в конечном итоге формируется осадок, представляющий собой остаточный битум. Характерными особенностями материала являются повышенная твердость и низкие показатели вязкости.
Если используется методика разложения нефти для получения бензина при высоких температурах, формируется достаточно хрупкий осадок, именуемый крекинговым битумом.
Это природное ископаемое, которое находится в горной породе. Добыча такого битума происходит растворением породы с помощью подходящих растворителей либо её нагревом. Битум бывает не лишь пластовым, но и поверхностным (он выходит на поверхность как водоемы). Природные битумы считаются очень качественными и в большинстве случаев их используют при производстве лакокрасочных материалов и герметизирующих составов.
Производство строительных материалов и реализация соответствующих задач проводится с использованием жидких, твердых и полутвердых битумов. Выбор оптимального варианта зависит от температурного диапазона, который напрямую влияет на момент размягчения и появления хрупкости материала.
Битумы зачастую применяют для выполнения следующих задач:
Для проведения основных работ в строительстве используют нефтяные битумы БН 50/50, БН 70/30 и БН 90/10. Нефтяные кровельные материалы с обозначением БНК 45/90, БНК 45/180, БНК 90/40 и БНК 90/30 подходят для кровельных работ. Температура воспламенения таких битумов равна минимум +240°С, благодаря чему они хорошо подходят для пропитки кровельных влагозащитных покрытий. Нефтяные дорожные битумы применяют при изготовлении асфальтной смеси. В эту категорию, прежде всего, относят БНД 40/50, БНД 90/130, БНД 60/90 и БНД 130/200.
Сегодня производители предлагают внушительное разнообразие строительных материалов, которые содержат битум. К их числу относятся:
Битумные краски обычно имеют черный либо коричневый цвет, что существенно ограничивает возможности их использования. В большинстве случаев обеспечивают защиту поверхностей, которые подвержены регулярному контакту с водой. Характерная особенность красок этого сегмента – сохранение первоначальной эластичности в течение продолжительного времени. Уменьшить вязкость можно за счет использования растворителя, что позволяет наносить краску не лишь валиком либо кистью, но и с помощью пульверизатора.
На сегодняшний день битумные герметизирующие составы активно используются при проведении различных работ, связанных с обеспечением гидроизоляции. Прежде всего, такие средства позволяют избавиться от протечек. Их также применяют в ходе монтажа мансардных окон, герметизации элементов водосточной системы, герметизации швов между трубой дымохода и кровельным покрытием, а также заделки трещин в бетонных покрытиях и других минеральных поверхностях. Битумные герметики не нужно прогревать перед нанесением. Для нанесения материала используется монтажный пистолет. После того как все растворители, которые входят в состав герметика, испаряются, его консистенция становится резиноподобной.
В продаже представлено большое количество различных материалов для кровли, которые содержат битум. При этом их структура является почти идентичной. Речь идет о листовых материалах на базе бумаги, стекловолокна и т.п. Поверх основания наносится битумная пропитка. Далее материал покрывают каменной крошкой, которая обеспечивает устойчивость к механическому воздействию и длительный эксплуатационный срок. Также крошка нужна для того, чтобы во время скручивания рулон не слипался.
Применение кровельных материалов, в составе которых присутствует битум, предоставляет возможность монтировать плоскую кровлю. Её гидроизоляционные показатели значительно превосходят многие другие виды покрытий. В процессе нагрева происходит плавление битума, что обеспечивает формирование единой водонепроницаемой мембраны.
Битумные мастики пользуются большой популярностью при выполнении гидроизоляционных работ. Они активно применяются в ходе работ с наплавляемой кровлей для соединения разных поверхностей, чтобы обеспечить защиту от проникновения воды. Также мастики наносят на деревянные столбы перед вкапыванием, в результате чего природный материал становится более устойчивым к воздействию влаги и гниению.
Наиболее активно битум используют в сфере строительстве дорог. Его применяют как связующее при производстве асфальта, который отличается от бетона повышенной стойкостью к деформации. Срок службы и прочность асфальта напрямую связаны с объемом битума, который присутствует в его составе. Характерная особенность асфальта – возможность его активного использования незамедлительно после укладки. В случае строительства дорог из бетона приходится ждать 28 дней.
Битум применяют не лишь при производстве асфальтной смеси. Он также используется как клейкое основание во время ямочного ремонта дорог. Обычно в этих целях применяют твердые разновидности битума. Перед нанесением на ремонтируемый участок его разогревают. Закатывание асфальтной смесью происходит пока битум не успел застыть. Этот материал обеспечивает качественное сцепление старого и нового асфальта.
Битум представляет собой достаточно специфический материал, основными минусами использования которого называют:
характерный запах, который становится более ощутимым в процессе нагрева материала.
Инструменты и емкости, которые используются в ходе работы с битумом, почти во всех случаях уже невозможно восстановить. Этот материал серьезно загрязняет все поверхности, с которыми контактирует. Для решения проблемы применяются специальные жидкости, однако это очень невыгодно с финансовой точки зрения. Использовать такие средства целесообразно лишь для устранения минимальных загрязнений, к примеру, очистки автомобильного кузова.
Конструкции, в изготовлении которых применяется битум, используются в относительно небольшом температурном диапазоне. Если температура растёт, они становятся мягкими, что зачастую приводит к деформации в результате механического воздействия. Холодные температуры делают такие конструкции слишком хрупкими и твердыми.