Даже у самого качественного асфальтобетонного покрытия есть определенный срок эксплуатации, после которого образование трещин является совершенно нормальным явлением. Правда, растрескивание еще не означает, что асфальт больше не послужит - наоборот, своевременная реакция (проливка трещин) на проблему способна заметно продлить сроки службы дороги без серьезного и дорогостоящего ремонта.
Важно обратить внимание на тот факт, что трещины, даже не мешая дорожному движению, уже сигнализируют о назревающих проблемах. Ширина такого повреждения обычно колеблется в пределах 2-5 мм, потому не слишком ответственные дорожные службы их просто игнорируют, ведь в салоне автомобиля никакого дискомфорта от дефекта, как бы он ни был расположен относительно направления движения, не чувствуется. Повторимся: хотя трещины не критичны для эксплуатации дороги здесь и сейчас, их игнорирование чревато очень скорым резким ухудшением состояния асфальта.
Между прочим, дороги трескаются не только по причине износа асфальта - поводом для этого могут стать и явное нарушение технологии укладывания, и специфические климатические условия. Вот какие факторы способствуют тому, чтобы асфальтобетон трескался ускоренными темпами:
Как видим, факторов для потенциального растрескивания дороги существует очень много, и чем больше их актуально в конкретно взятом случае, тем выше вероятность, что асфальтобетонное покрытие долго не прослужит.
Хотя изначально ширина трещины составляет считаные миллиметры и не мешает нормальному движению транспорта, проблема заключается в том, что каждая трещина имеет склонность к расширению. Даже если она неглубокая, и цепляет только самый верхний слой асфальта, это не меняет ситуации - просто выбоина на этом месте образуется немного позже. Однако можно не сомневаться, что она здесь будет уже спустя несколько месяцев, и масштабы этой проблемы окажутся таковыми, что водителям придется сильно сбрасывать скорость при ее преодолении.
Почему расширяется трещина? Главная причина кроется в физике - из школьного курса все мы знаем, что вода, превращаясь в лед, расширяется. Увеличиваясь в объеме при замерзании, вещество стремится найти выход, и как бы раздвигает асфальт. Не стоит недооценивать силу капельки воды: она кажется маленькой и ни на что не способной, а один цикл замораживания, естественно, не даст видимого результата, но ведь таких циклов за зиму будут десятки. Более того, антигололедные реагенты лишь еще больше усугубляют ситуацию - они заставляют лед таять раньше, чем температура поднимется выше нуля, а вода снова замерзает под действием холода, и так по несколько раз в день. Вы же наверняка замечали, что зимой дороги разрушаются заметно быстрее - а теперь знаете, почему.
Оставаясь на поверхности, не будучи в силах проникнуть в толщу асфальта, вода не смогла бы так эффективно его разрушать, но она проникает туда благодаря каждой малейшей трещинке. Хуже всего, что разрушительное ее действие наблюдается не только зимой, но и летом - как за счет банального размывания текстуры покрытия, так и за счет способности оставаться между слоями рубашки аж до зимы, когда жидкость, опять же, может замерзнуть.
В чем опасность неглубоких трещин? В том, что вода в них, замерзая, не только раздвигает в стороны «свой» слой, но и давит на нижний. Рано или поздно тот не выдержит, и трещина станет еще чуточку глубже, сможет принять в себя еще немного воды, а при равном коэффициенте расширения это еще больше раздвинет щель!
Хотя летом не наблюдается циклов заморозки и разморозки, в этот сезон есть другой риск: в щель могут попасть семена растений вместе с грунтом. Понятно, что на оживленном автобане растение так и не прорастет, но оно будет пытаться «толкаться», и со временем это даст свой эффект. На второстепенных дорогах без оживленного трафика картина будет выражена еще более ярко - если не верите, просто найдите в сети фотографии заброшенных городов.