Асфальт - это материал искусственного либо природного происхождения, который состоит из разных компонентов. В основе асфальта лежит поверхностный либо нефтяной битум. Первый вариант формируется в процессе выхода на земную поверхность, а второй - в ходе переработки нефти. Кроме битума в состав асфальта входят наполнители в виде щебня, гравия и песка.
Называть используемые при ремонте и строительстве дорог смеси термином «асфальт» неправильно. Асфальтобетонные смеси содержат лишь небольшое количество асфальта в виде сочетания битумов.
Первая информация о том, что асфальт природного происхождения применяли во время устройства дорог, относится к 16-му столетию. Методику начали использовать жители Южной Америки. На территории Соединенных Штатов изготовление литого асфальта искусственным путем стартовало лишь в конце 1800-х годов. В Европе составы на основе битума начали использовать для прокладки дорог ближе к середине 19-го столетия. Вместо мощеных дорог и тротуаров на городских улицах Великобритании, Франции, России и Австрии начал появляться асфальт.
Первый серьезный опыт применения асфальта состоялся в Санкт-Петербурге, однако лишь к 80-м годам этот материал начал появляться и в других больших городах. Россия обзавелась собственным предприятием по производству асфальта не сразу - на протяжении 30 лет новинку импортировали из других стран.
Первенство в механизированной укладке материала принадлежит США. Здесь впервые начали строить дорогу с использованием гудронатора, обеспечивающего подачу предварительно разогретого битума.
Добыча природного асфальта осуществляется в Тринидаде (оз. Пич-Лейк), Израиле (Мертвое море), Иране, США, Венесуэле, Канаде и на Кубе. Материал представляет собой сочетание битумов (их объем достигает 70%), неорганических компонентов и органических соединений.
Асфальтобетон ненатурального происхождения содержит два ключевых элемента. Функции вяжущего материала выполняют модифицированные, нефтяные битумы и полимерно-битумные компоненты в маловязком, вязком или жидком состоянии. Функции наполнителей выполняют гравий и щебень (фракции 5-40 мм), минеральный порошок и песок. Эти компоненты применяют для устранения различных пустот, а также достижения требуемых показателей вязкости и прочности.
Асфальтобетон - это современное дорожное покрытие, являющееся результатом укладки соответствующей смеси с последующим её уплотнением.
Независимо от характеристик конкретной смеси производство осуществляется в следующей последовательности - подготовка всех компонентов, смешивание и перемещение в бункер для хранения. Производство выполняется на стационарных заводах, а также мобильных установках, расположенных неподалеку от места строительства дороги.
Стандартные этапы производства:
В ходе изготовления горячих смесей битум и щебень нагревают до 140-155°С и 165-175°С, а при производстве холодных смесей температура данных компонентов составляет 110-120°С и 65-75°С, соответственно.
Асфальтобетонные смеси классифицируют по типу используемых минеральных компонентов их объему и фракции, остаточной пористости, температуре укладки и битумному вяжущему.
Кроме асфальтобетонных смесей, которые активно используются в дорожной сфере, существуют также более современные разработки. Их ключевыми отличиями являются особый состав и методика укладки.
В эту категорию входят:
Все эти смеси предназначены для определенной сферы использования, что связано с уникальными эксплуатационными характеристиками и качествами итогового покрытия.