Асфальт представляет собой соединение нескольких материалов искусственного либо натурального происхождения. Химические показатели асфальта позволяют активно использовать его в разных областях. Такая поверхность успешно выдерживает серьезные нагрузки. Перед применением асфальта необходимо проанализировать, какие виды материала существуют и как выбрать наиболее подходящий вариант.
Асфальт в большинстве случаев применяют в ходе строительства и восстановления дорог. Кроме этого, материал используется при производстве лаков, клеящих составов и замазок. Почти все виды материала содержат битум, щебень, минеральный порошок и песок. Доля битумов в составе материала зависит от его разновидности. Так, в искусственном материале содержание битумов может составлять около 13-60%, а в натуральном – около 60-75%.
Природный асфальт является результатом естественного окисления нефти, он содержит водород, углерод и кислород. Промежуточной составляющей считается мальта, она принимает участие в процессе переработки нефти в асфальт. Обычно данный вид материала можно увидеть в тех местах, где нефть выходит на поверхность без вмешательства со стороны людей.
Искусственный материал получают в ходе перемешивания битума с различными минеральными веществами.
Асфальтная крошка или асфальтогранулят - это вторичное сырье, получаемое в ходе переработки демонтированного асфальта при проведении ремонта дорожного покрытия. Асфальтная крошка активно применяется в различных областях, чему способствует минимальное негативное воздействие на окружающую среду, легкость в использовании и доступная стоимость.
Ключевые достоинства материала:
Из минусов стоит выделить лишь необходимость регулярного обновления материала.
На рынке представлено несколько разновидностей асфальта, которые отличаются между собой методом укладки. Так, сегодня можно выбирать между горячим, холодным и литым асфальтом, которые укладываются при разных температурах.
Горячий асфальт применяется при температуре около 140-170°C. После укладки материала покрытие необходимо надлежащим образом уплотнить, для чего задействуются асфальтовые катки. После охлаждения материала формируется достаточно надёжное покрытие.
Горячие смеси в наше время обладают наиболее высокими показателями прочности, чему способствует применение битумов. Серьезным достоинством такого асфальта является возможность запуска полноценного дорожного движения после остывания покрытия.
Важно! Транспортировка горячих смесей осуществляется с помощью спецтехники, в которой поддерживается определенная температура материала.
Для изготовления теплого либо холодного асфальта используются битумы минимальной вязкости. Укладка возможна при температуре материала около 80-120°C. Обычно такие смеси используют для асфальтирования детских площадок, тротуарных дорожек и внутридворовых проездов.
Ремонт или строительство дорог с использованием литого асфальта происходит без использования катков. Технология укладки предполагает работу со смесью, температура которой может достигать 250°C. Производители поставляют уже готовый к использованию материал, который можно укладывать в любой период. Покрытие не теряет первоначальную форму, отличается хорошими влагоотталкивающими показателями и не причиняет вреда окружающей среде.
Производители разделяют материал по величине зерен, которые включены в минеральные компоненты.
Доступно несколько ключевых категорий асфальта:
Асфальт также разделяют на несколько разновидностей по такому показателю, как остаточная пористость. В зависимости от него смеси бывают плотными, высокоплотными, пористыми и высокопористыми.
Холодная и теплая разновидности асфальта бывают пористыми и высокопористыми, а вот горячая смесь может быть любой из всех перечисленных выше вариантов.
Надёжность асфальта зависит от большого количества показателей. К примеру, обычная смесь не выдерживает очень высокую температуру окружающего воздуха, поэтому может плавиться.
С целью достижения оптимальных эксплуатационных качеств покрытия при строительстве дорог применяются смеси, в составе которых присутствуют специальные добавки. Они существенно повышают качество материала и его надёжность.
Очень часто в качестве таких добавок применяют латексные смеси и резиновую крошку. Использование данных ингредиентов при изготовлении асфальта позволяет примерно на 25% увеличить показатель сцепления покрытия.
Необходимо отметить, что величина зерен добавок напрямую связана с устойчивостью покрытия к образованию трещин. Так, частицы размером до 0,1 мм в ходе перемешивания смеси распадаются, благодаря чему формируется надёжное и эластичное покрытие. Оно сохраняет упругость даже при очень холодных температурах.
Технические характеристики асфальта и его другие свойства напрямую связаны с особенностями наполнителя, его объемом и свойствами иных компонентов. У каждого вида асфальта есть определенный ГОСТ, в котором указаны конкретные техстандарты.
Эксплуатационные качества покрытия зависят от свойств его основных компонентов, а также от метода изготовления, температурного режима, технологии укладки и воздушного охлаждения. Для оценки всех этих показателей используются лабораторные исследования.
Ключевые показатели:
Отметим, что все виды асфальта должны обладать высокой сцепляемостью вяжущего вещества и минеральных составляющих. Расслоение считается недопустимым.
Удельный и объемный вес материала являются приблизительно идентичными. Измерение данных показателей проводится в кг/м3.
Для определения удельной массы смеси используется имеющаяся информация о плотности и объеме асфальта. Для выполнения различных вычислений базовым показателем является объемный вес. Его определяют с помощью расчетов, для которых нужно знать объем битума и плотность минерального компонента. Кроме этого, учитывают объем растворителя, который в ходе застывания материала имеет свойство испаряться.
Для того чтобы надлежащим образом спланировать работы, связанные с укладкой дорожного покрытия, очень важно определить массу асфальта. Вес 1 м3 смеси зависит от метода её изготовления и типа. В большинстве случаев сведения о массе содержатся в специальных таблицах.
Вес разных видов асфальта:
Одной из ключевых характеристик асфальта считается его плотность. На этот показатель влияют состав материала, его вид, а также уплотненность. Для определения плотности в специальных лабораториях используются образцы тестируемой смеси.
После выполнения тестов определяют два показателя:
Важно! Через 10 дней после укладки покрытия минимальный допустимый показатель уплотнения асфальта составляет 0,93%.
Толщина материала главным образом зависит от разновидности применяемой смеси и величины нагрузки, которую испытывает покрытие. В связи с этим ещё до начала укладки материала специалисты анализируют характерные особенности дороги и насыщенность транспортного потока. Обычно толщина покрытия составляет около 90 мм. 50 мм из них приходится на нижний выравнивающий слой, а ещё 40 - на верхний.