Струйно-инъекционная технология широко применяется в нашей стране для заполнения небольших дорожных трещин, выбоин, ям без применения сложной и тяжелой техники. Рецепт восстановления покрытия довольно прост: сначала дефект тщательно промывают для удаления пыли и грязи, потом высушивают и пропитывают эмульсией на основе воды и битума. Возможна также засыпка белым щебнем поверх черного для улучшения сцепления.
Струйно-инъекционная технология (СИТ) может быть полезной при температурах от 15 градусов мороза до 40 градусов жары - иными словами, она практически не имеет погодных ограничений на большей части территории страны. Результаты такого ремонта не рассчитаны на максимальную интенсивность транспортного потока и не годятся для проезда грузовиков - предполагается, что по отремонтированной дороге будут проезжать не более тысячи легковых автомобилей ежечасно. Именно поэтому СИТ редко задействуют для восстановления собственно дорог - куда чаще она применяется для починки тротуаров и парковок.
Несмотря на частично ограниченное применение, ремонтники не отказываются от струйно-инъекционной технологии, потому что она предполагает минимальные расходы на ремонт. Результат по итогам ремонтных работ достигается в сжатые сроки, не нужна ни нарезка карт, ни даже предварительная подготовка смеси.
Проведение ремонта дорожного покрытия по технологии СИТ предполагает те же меры безопасности, что и в случае с любым другим дорожным ремонтом. Подрядчик обязан оградить зону проведения работ и установить соответствующие дорожные знаки. Если это не частная территория, необходимо предварительное согласование с ГИБДД, продумывание маршрута объезда и его разметка знаками. Согласовывать такие работы с ОАТИ не нужно.
Подрядчик обязан каждое утро проводить медосмотр всех задействованных работников, а также проверять исправность задействованной техники. На ремонтируемом участке стандартная аптечка присутствует в обязательном порядке.
Первый обязательный этап заключается в устранении пыли - ее удаляют при помощи воздуходувок, которые могут иметь ручной или механический привод. Чтобы еще больше повысить степень схватывания будущей заплатки с уцелевшими участками дороги, необходимо обработать края трещины или ямы водно-битумной эмульсией. Оптимальным будет привлечение к таким работам специальной техники – ремонтеров, которые умеют продувать дефекты дорожного покрытия воздухом под высоким давлением, засыпать ямы щебнем, обрабатывать их эмульсией и до, и после щебневой засыпки.
Заполнение дорожных неровностей осуществляется при помощи заранее очищенного щебня, состоящего из горных пород высокой твердости. Качество такого материала регулируется нормативными документами – ГОСТ и СНиП. Фракция 5-10 миллиметров считается единственно допустимой, поскольку более крупные фрагменты обеспечат ненужную пористость при сниженной плотности.
Укладка щебня осуществляется только после того, как он будет обработан водно-битумной эмульсией; в ремонтере эта процедура происходит прямо в процессе подачи щебневой массы в яму. Засыпанный в яму, щебень старательно разравнивают.
Даже несмотря на то, что и яма, и сам щебень предварительно уже были обработаны водно-битумной эмульсией, после засыпки щебень надо пропитать ею снова, причем максимально тщательно. Это принципиальное требование, от которого напрямую зависит долговечность проведенного ремонта.
Уже после обработки эмульсией иногда требуется отсыпка небольшого дополнительного слоя из белого щебня той же фракции - 5-10 миллиметров. Такая добавка существенно повышает сцепление шин или обуви с асфальтированной поверхностью. Именно поэтому отсыпка белым щебнем обязательна на резких подъемах и спусках, а также на крутых поворотах.
Уплотнение сегодня считается несколько устаревшей технологией, а зря, ведь благодаря ему из толщи щебня частично исчезают поры, повышается его плотность, а значит, и прочность отремонтированного покрытия. Повышение надежности заплатки на 10-15% обычно достигается при помощи виброплит, хотя при их отсутствии даже использование ручного катка более уместно, чем отказ от уплотнения вообще.
Для проведения ремонта по струйно-инъекционной технологии применяют специальную технику, известную как ямочные ремонтеры. Такой агрегат существенно ускоряет проведение процедуры, и при этом удешевляет ее примерно в два-три раза, параллельно снижая потребность в частых плановых ремонтах. Типичный набор функций ямочного ремонтера не отличается от модели к модели – разница заметна лишь в дизайне и стоимости. Тем не менее, можно выделить три примера такой техники, которые используются для ремонта дорог чаще других.