Горячий асфальт — это категория асфальтобетонных смесей, укладываемых по специальной технологии. Эта технология является основой дорожного строительства благодаря сочетанию ключевых эксплуатационных характеристик: прочность, долговечность, влагостойкость, гладкость поверхности при отличном сцеплении с шинами. Также покрытия на основе горячего асфальта устойчивы к механическим нагрузкам, если проектные расчёты выполнены корректно.
Согласно ГОСТ 9128, асфальтобетонные покрытия различают по способу укладки:
Горячий асфальт:
Температура при отгрузке: 140–200°C.
Минимальная температура укладки: не ниже 120°C.
Тёплый асфальт:
Температура при отгрузке: 90–120°C.
Температура укладки: 40–60°C.
Различие температур связано с видом битума:
Горячий асфальт содержит вязкие битумы, которые быстро теряют пластичность при остывании.
Тёплый асфальт изготавливается с использованием маловязких битумов, дольше сохраняющих пластичность.
Оба вида объединены в одну категорию по актуальному ГОСТу благодаря схожим свойствам. В противовес им, холодный асфальт на основе жидких битумов используется для ямочного ремонта и настилается даже после полного остывания.
СНиП 3.06.03-85 предписывает использовать горячий асфальт для дорог высоких и средних категорий. Холодный асфальт допустим для низкокатегорийных дорог, тротуаров и дворов, но горячий или тёплый материал предпочтительнее за счёт долговечности.
Преимущества:
Высокая прочность и износостойкость.
Устойчивость к перепадам температур.
Ровность и гладкость покрытия.
Широкий диапазон технических характеристик.
Возможность ремонта.
Доступная стоимость.
Недостатки:
Требовательность к соблюдению температурного режима при укладке.
Зависимость от погодных условий — работы возможны только в тёплый сезон.
Необходимость в спецтехнике при укладке больших площадей.
Для небольших участков (тротуары, дворы, парковки) работы можно выполнить вручную с использованием простого инструмента, что снижает сложность процесса.
Устройство асфальтового покрытия для подъездных дорожек, дворов и парковок возможно без привлечения профессионалов. Однако важно строго следовать технологии, чтобы обеспечить долговечность покрытия.
Материалы:
Песок или отсев.
Щебень.
Горячая асфальтовая смесь.
Геотекстиль (по желанию).
Битум (для улучшения адгезии).
Инструменты:
Лопата.
Виброплита или ручной каток.
Гладилка для асфальта.
Емкость для битума.
Подготовка основания:
Снимите верхний слой грунта (35–40 см).
Утрамбуйте дно получившегося котлована.
При необходимости постелите геотекстиль для дополнительной гидроизоляции.
Создание подушки:
Насыпьте слой песка (15 см) и утрамбуйте.
Добавьте слой щебня (20 см), выровняйте и уплотните.
Проливка битумом (по желанию):
Нанесите битум на щебень (0,5–0,9 л/м²) для лучшей адгезии.
Укладка горячего асфальта:
Разровняйте асфальтовую смесь по поверхности.
Утрамбуйте виброплитой.
Завершающие работы:
Посыпьте покрытие песчано-цементной смесью для снижения липкости.
Дайте асфальту застыть (1–2 дня).
Горячий асфальт продаётся в тоннах. Для расчёта необходимого количества умножьте площадь покрытия на толщину слоя (в метрах) и плотность асфальта (2300–2440 кг/м³).
Соблюдение технологии асфальтирования позволяет получить прочное и долговечное покрытие. При необходимости выполнения работ вы можете обратиться в специализированные компании, такие как Attika, или справиться самостоятельно, используя полученные рекомендации.