Как часто автолюбители высказываются по поводу работы дорожных служб, особенно в зимний период. Летом проблемы связаны с пробками из-за ремонта или укладки асфальта, а зимой – с последствиями снегопадов, когда снег образует заносы вдоль дороги после работы снегоуборочной техники. На первый взгляд, решение проблем зимних дорог кажется простым: очистить снег, посыпать поверхность песком и солью. Однако зимнее содержание дорог включает гораздо больше сложных задач, многие из которых не касаются напрямую очистки снега.
Главная цель зимнего содержания автомобильных дорог – это обеспечение безопасного движения транспорта. Оценка эффективности работы дорожных служб также учитывает такие факторы, как минимизация транспортных происшествий, соблюдение нормативных стандартов и отсутствие перебоев в движении. Важную роль в организации зимнего обслуживания играет структура управления, которая создается с учетом широкой дорожной сети и участия разных государственных органов.
На высшем уровне работу по зимнему содержанию дорог контролирует Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое координирует требования к обслуживанию федеральных дорог, следит за соблюдением технических норм и стандартов и контролирует эффективное использование средств.
На более низком уровне зимнее обслуживание реализуют специализированные государственные органы, отвечающие за управление дорожным хозяйством. Эти органы выполняют ключевые функции, такие как формирование готовности подрядных организаций, контроль за качеством противогололедных материалов (ПГМ), согласование с метеорологическими службами, а также контроль за качеством и сроками выполнения работ.
Исполнителями работ являются государственные унитарные предприятия (ГУП) и другие подрядные организации, которые обеспечивают зимнее обслуживание конкретных участков дорог. Эти организации отвечают за подготовку необходимой техники, организацию дежурства, сбор и обработку информации о состоянии дорог и оперативное реагирование на изменения погодных условий. В их задачи также входит обработка покрытия дорог, уборка снега и льда, а также установка защитных сооружений.
Одной из особенностей зимнего обслуживания является необходимость строительства защитных конструкций, таких как защитные заборы и посадка деревьев, что помогает минимизировать снежные заносы и улучшить условия движения.
В горных регионах зимнее содержание дорожно-транспортной инфраструктуры включает защиту дорог от лавин. Для этого на лавиноопасных участках устанавливают специальные защитные барьеры, используют системы отведения снежных потоков и иногда даже вызывают лавины искусственно, чтобы избежать угрозы для движения.
Автозимники — это сезонные дороги, построенные на льду рек и озер или покрытые уплотненным снегом и льдом. Эти дороги также требуют регулярного обслуживания, включая ремонт повреждений, установку защитных сооружений и поддержку технических средств. Работы на таких дорогах начинаются еще в летний период, когда устраняются размывы и подготавливается поверхность для зимнего использования.
Важным аспектом зимнего содержания является определение уровня обслуживания, который зависит от состояния дороги, интенсивности движения и климатических условий региона. ГОСТ 33181-2014 определяет пять уровней обслуживания, от самого высокого до самого низкого, что позволяет точно регулировать требования для разных типов дорог.
ГОСТ Р 59434-2021 также делит содержание на три уровня — допустимый, средний и высокий. Эти уровни позволяют точно оценивать состояние дорог в зимний период и гарантировать безопасность для водителей и пешеходов.
Для обеспечения безопасности на зимних дорогах важным является соблюдение жестких стандартов, которые минимизируют риски для транспорта и обеспечивают бесперебойное движение. В частности, требования ГОСТ 33181-2014 и ГОСТ Р 50597-2017 регулируют качество зимнего содержания дорог и времени устранения дефектов, таких как снежные и ледяные образования, которые могут стать причиной аварий.
Противогололедные материалы (ПГМ) — это химические и фрикционные вещества, которые помогают бороться с ледяными и снежными покрытиями. Эти материалы применяются для повышения сцепления колес с дорогой и предотвращения образований льда. ПГМ делятся на несколько категорий: химические (например, соли), фрикционные (песок, щебень) и комбинированные материалы, которые объединяют свойства обоих типов.
Качественное асфальтирование играет ключевую роль в обеспечении безопасности и долговечности зимних дорог. Хорошо уложенный асфальт обеспечивает гладкую и прочную поверхность, что снижает вероятность образования трещин и других повреждений, которые могут усугубить проблемы зимнего обслуживания. Это особенно важно для предотвращения образования льда, так как ровная поверхность способствует лучшему распределению противогололедных материалов и более эффективному их действию. Кроме того, качественное асфальтирование снижает расходы на обслуживание дорог в зимний период и способствует безопасности движения при любых погодных условиях.