Проседание дороги может быть вызвано различными причинами, в большинстве случаев - антропогенными: это и вибрация от подземного транспорта, и порывы тех или иных коммуникаций. Проблема может иметь и естественное происхождение - например, при резком повышении уровня подземного водоема. В любом случае, людям приходится решать возникшие проблемы, и не будет лишним знание о том, как именно это делается.
Почему проседает автодорога?
Правильная диагностика причины позволяет определиться с оптимальным способом решения проблемы - в некоторых случаях оказывается, что любой ремонт себе дороже, и проще перестроить дорогу, вынеся ее на новое место. Рассмотрим основные причины проседания чуть более детально.
- Разлив подземных водоемов. Особую проблему составляют реки - они способны вымывать довольно мягкие породы, лишая дорогу основания, и этот процесс лишь ускоряется по мере роста нагрузки от проезжающих машин. Бороться с природой в этом случае невозможно - при проектировании инженеры просто избегают потенциально слабых участков. Если же ошибка в проекте допущена, и автодорога построена поверх подземной реки, чинить проседающее полотно бессмысленно - оно будет разрушаться снова и снова с шокирующей регулярностью.
- Проседание грунта. Несмотря на внушительное количество слоев дорожной рубашки, основой для дороги является все-таки не она, а грунт. По выработанным за века дорожного строительства правилам, прокладывать дорогу можно только по тому грунту, который лишен пустот и в достаточной степени утрамбован, чтобы выдерживать вес проезжающего транспорта. Если расчеты были произведены неправильно, или же реальная нагрузка существенно превышает проектную, грунт утрамбуется, и произойдет это неравномерно, потому дорога неизбежно просядет. При наличии вибраций от расположенного поблизости аэропорта, линий метрополитена, железной дороги или даже просто дорожных работ этот процесс лишь ускорится и станет более выраженным. В большинстве случаев ремонт после такого разрушения тоже не имеет смысла - разве что утрамбовка окончательно завершилась и имела не столь выраженный характер.
- Разрывы водопроводных или канализационных труб. В этом случае грунт под дорогой насыщается влагой, меняет свои свойства и может «поплыть» - по сути, имеем проблему, аналогичную подземной реке. Однако естественная река - это явление постоянное, тогда как водопровод и канализацию обязательно починят. Кроме того, подобное проседание обычно характерно для городских улиц, а там у дорожных служб просто нет роскоши свободно выбирать новую трассу, потому ремонт выглядит наиболее очевидным выходом.
Как осуществляется ремонт?
Восстановление просевшей дороги - задача и не быстрая, и не легкая, но это значит лишь то, что приступать к ее решению следует как можно скорее. Полная процедура может включать в себя следующие этапы, хоть и не обязательно сразу все.
- Поиск причины. Если причину проседания не устранить, ремонт поможет ненадолго – вскоре столкнемся со знакомой проблемой повторно. Полноценная диагностика обычно требует снятия всей дорожной одежды и исследования грунта - то есть, при любой причине проседания деньги сначала тратят на то, чтобы понять, нельзя ли спасти старую дорогу.
- Согласование с органами. Заинтересованными структурами в данном случае выступают ГИБДД и ОАТИ. Первые занимаются организацией путей объезда ремонтируемого участка, ведь в наше время стабильное транспортное сообщение критически важно. Вторые отвечают за то, чтобы ремонтники не наломали еще больше дров, случайно задев коммуникации, которые до этого были целыми. Случается, что ломать коммуникации в процессе ремонта дороги придется неизбежно - тогда согласование с ОАТИ проводится на предмет максимально быстрого спланированного восстановления поврежденных участков.
- Расстановка новых знаков, монтаж ограждения. Согласование путей объезда с ГИБДД - это только полдела, ведь надо еще донести информацию об этом до водителей. Задача решается при помощи установки знаков, сообщающих о сложившейся ситуации на дороге. Кроме того, проведение любых работ предполагает ограждение территории, чтобы не пострадали случайные прохожие. Длительный ремонт, растянувшийся более чем на сутки, предполагает недвусмысленное информирование участников движения даже в темное время - для этого вывешивают красные светящиеся гирлянды и ставят прожекторы по периметру огражденной зоны.
- Сотрудничество с коммунальщиками. Если проседание обусловлено порывом трубопроводов, ремонт труб и дороги должен быть согласован между дорожными и коммунальными обслуживающими организациями. Даже если коммуникации не повреждены, но пролегают слишком близко к просевшей дороге, может понадобиться присутствие представителей коммунальщиков.
- Удаление старого покрытия. Первым делом при ремонте удаляется просевшее покрытие, однако снять его надо не только там, где оно просело, но и рядом. Запас необходим для того, чтобы снабдить задействованных людей и технику достаточным пространством для выполнения работ, а также адекватно соединить старый участок асфальта с новым. Асфальтобетон сначала режут грунторезами, а затем убирают с привычного места при помощи каров или экскаваторов. Если у бригады есть установка для регенерации, снятое покрытие можно измельчить и использовать повторно на этом же месте, но уже только в виде отсыпки, а вот при отсутствии такой техники подрядчик обязан вывезти асфальтобетон на свалку.
- Удаление железобетонного слоя в основании дороги. Под видимым покрытием из асфальта или бетона у многих дорог скрыт железобетонный слой. Его режут при помощи швонарезчика и разбивают на куски, после чего извлекают наружу и вывозят. Если у бригады в распоряжении есть достаточно мощный кран, большой кусок железобетона можно выдрать целиком, не разбивая.
- Восстановление поврежденных коммуникаций. Если причина проседания все же кроется в порыве канализации или водопровода, их ремонтом занимаются непосредственно коммунальщики из эксплуатирующей службы. Такая операция почти всегда сопровождается временными неудобствами для конечного потребителя коммунальных услуг.
- Укрепление грунта. При сильном размыве, вызванном подземной рекой и сопровождающемся отсутствием возможности перенесения дороги, требуются масштабные работы по укреплению грунта. В зависимости от характера проседания, могут понадобиться сваи глубокого залегания, заливка пустот бетонным раствором или полиуретановым заполнителем. Такие операции требуют огромного расхода материалов, потому стоят весьма недешево. Подрядчика тоже придется выбирать предельно тщательно - для решения поставленной задачи понадобится и специфическое оборудование, и профильные специалисты.
- Досыпка грунта. Поскольку грунт просел ниже того уровня, который был заложен в проект дороги, его придется досыпать. Необходимо также уплотнить новый слой, чтобы избежать повторных случаев проседания - для этого прибегают к вибротрамбовке или применяют машину для забивки свай. В ряде случаев полноценное уплотнение грунта на месте проседания не выглядит возможным - тогда на необходимый уровень выходят при помощи заливки бетоном или засыпания песком, поскольку оба позволяют обойтись без уплотнительных работ.
- Реновация дорожного основания. В процессе устранения проседания принято создавать новое основание с нуля, не используя при этом вторичные материалы. Если конструкция дороги предполагает наличие железобетонного слоя, следует выполнить перевязку арматуры, потому с не затронутых восстановлением прилегающих участков отбойным молотком или гидромолотом снимают бетон, оголяя металлическую арматуру. Перевязка арматуры, в идеале, должна сопровождаться свариванием прутьев. После этого новую арматуру и места переплетения со старой заливают новым бетоном, который требует уплотнения при помощи вибрации.
- Монтаж нового покрытия. При укладке нового асфальтобетона обязательно предусматривают температурные швы. Заплатку лучше ставить литьевым способом - так соседние участки лучше схватятся между собой. Литой асфальтобетон еще и не требует уплотнения, тогда как обыкновенный при толщине свыше 7 см в принципе не получится уплотнить качественно.
Адекватный ремонт просевшей дороги способен заставить забыть о случившемся на долгие годы.