Идеальная дорога обязана обладать совершенно ровным, плоским покрытием без малейших неровностей. Но выбоины - не единственная проблема, характерная для асфальтированных и бетонных дорог, ведь иногда сам асфальт или бетон изгибается волнами, образуя колеи, хорошо заметные визуально, и уж тем более - при езде по ним.
Существуют несколько причин образования колей - рассмотрим их все.
Повреждения бетонных дорог имеют те же причины - бетон разве что равнодушен к яркому летнему солнцу, но все остальные факторы разрушения актуальны и для него. Более того, трескающийся в результате пучения бетон еще и образует мелкие частички, которые под колесами автомобиля выполняют интенсивную абразивную работу. Потому образование колей на дорогах, по сути, является лишь вопросом времени, хотя адекватное проектирование и использование, безусловно, продлевают срок жизни покрытия.
Для устранения колеи, образовавшейся в толще асфальта, наиболее продуктивен ямочный ремонт с нарезанием карт. Ремонтная бригада полностью удаляет испорченное покрытие на продавленном участке и получает доступ к дорожному основанию. Это хорошая возможность оценить состояние подложки, и, если проблема кроется в ней, исправить нездоровую ситуацию. Если же выясняется, что к основанию претензий быть не может, тогда карту заливают асфальтобетоном, но не горячим, потому что нормально укатать его в узкой врезке проблематично.
В качестве альтернативы обходятся и без нарезки карт, просто заливая вмятину в колее слоем литого асфальтобетона. Подобную массу специально уплотнять не нужно, и ее прочностные качества обычно не вызывают нареканий.
Как и в случае с асфальтом, можно провести ремонт бетона с нарезкой карт или без таковой. В первом случае в толще карты проделывают пазы для последующего монтажа арматуры. Проделанная яма должна быть тщательно очищена от пыли и увлажнена - только после этого арматуру устанавливают и перевязывают. Последующая заливка бетоном призвана вернуть дороге нормальную прочность.
Отказаться от нарезки карт можно только в том случае, если у ремонтников в распоряжении есть специфические полимерные шпатлевки. Чтобы обеспечить надежное сцепление шпатлевки с бетонным покрытием, сначала надо удалить с поверхности колеи всю грязь, а затем снять верхний слой бетона при помощи железной щетки. После этого бетон грунтуют эмульсиями или растворами на цементно-эпоксидной основе, и только после этого шпаклюют.
Даже самый качественный ремонт не решит проблему надолго, если не заняться устранением причин образования колеи. Именно поэтому ремонтники, относясь к своей работе ответственно, обязаны сначала понять, почему колея появляется именно здесь, и воспрепятствовать повторению нежелательного явления.
Основной причиной разрушения и асфальта, и бетона является дождевая вода, заполняющая поры материала. Поскольку пористость покрытия необходима для сохранения его эластичности, остается не бороться с порами, а заполнить их чем-то другим, что не впустит воду. Специально для этого создаются специальные пропитки и эмульсии, которыми необходимо пропитывать асфальт или бетон каждые полтора-два года. Соблюдение технологии также снижает пыльность дороги и увеличение абразивного эффекта – в несколько десятков раз!
Также необходимо периодически обновлять слой износа, который нуждается в профилактических процедурах примерно раз в пять лет. От тонкого наружного слоя, чья толщина не превышает 2 сантиметра, критически зависит не только надежность сцепления шин с дорогой, но и способность дорожной одежды впитывать в себя воду.