Автомобильные дороги выполняют важную функцию – они обеспечивают машинам возможность быстрого и безопасного передвижения. Однако бесконечно дорожное полотно служить не может, ведь рано или поздно оно износится и перестанет выполнять свои основные задачи. В подобной ситуации необходимо прибегнуть к реконструкции дорожного полотна – масштабность такой процедуры зависит от целей, которых необходимо достичь.
Зачем нужна реконструкция дорог?
Существует два основных фактора, которые становятся сигналом к началу реконструкции:
- износ трассы – появление на асфальтобетоне серьезных механических повреждений или дефектов, вызванных климатическими условиями;
- увеличение потока машин – в такой ситуации требуется расширение трассы для предотвращения образования пробок.
В некоторых случаях, когда повышение нагрузки на трассу можно предсказать, специалисты сразу строят дорогу с учетом этого фактора. В будущем такое мероприятие поможет существенно сократить расходы на реконструкцию.
Типы реконструкции автодорог
Реконструкция – это широкий термин, который применяется как по отношению к локальному ремонту, так и к масштабному обновлению дорожного полотна. Все подобные задачи можно разделить на две группы: полный и частичный ремонт. Рассмотрим подробнее каждый тип работ.
- Полное преобразование. Подобное мероприятие предполагает расширение полотна для увеличения его пропускной способности, а также изменение ее класса. К примеру, если позволяет пространство, к 2-х полосной трассе могут добавить еще 1-3 полосы. Полная реконструкция может включать установку светофоров на перекрестках для повышения класса дороги. Также масштабный ремонт при необходимости может применяться для преобразования обычной дороги общего пользования в скоростную трассу.
- Частичная реконструкция. Технология предполагает возобновление или улучшение характеристик покрытия, но без существенных изменений. Частичное преобразование не предполагает повышение класса – оно лишь улучшает свойства трассы для того, чтобы оно выдерживало слегка увеличившийся поток машин.
Важно отметить, что локальная реконструкция и ямочный ремонт не имеют ничего общего. Несмотря на то, что каждая из этих работ призвана повысить эксплуатационные характеристики дорог, частичное преобразование все же предполагает выполнение более масштабных задач, чем просто исправление выбоин.
Реконструкцией дороги также считают следующие мероприятия:
- капитальный ремонт – восстановление эксплуатационных характеристик дороги, включающее в себя не только замену асфальтового покрытия, но и обновление основания (обработка грунта, замена системы водоотведения, песчаной подушки, гидроизоляции и щебня);
- перестройка трассы – обычно включает в себя создание новых полос и дополнительных дорожных элементов (карманов).
Каждое из указанных работ является реконструкцией потому, что предполагает не просто обновление дорожного полотна, но и улучшение его характеристик (повышение прочности или увеличение пропускной способности).
Технология обновления дорожного покрытия
При проведении преобразовательных работ, трассу обычно делят на короткие участки, вокруг которых можно сделать объезд – такое решение позволяет избежать транспортного коллапса. Дополнительным преимуществом подобного метода является его целесообразность, ведь даже если перекрыть всю дорогу, все равно невозможно сразу работать на всей ее протяженности.
Создание новых полос вполне реально осуществить без разрушения существующего асфальта – такой метод очень кстати, когда дорога еще не потеряла свои эксплуатационные характеристики. Для такого мероприятия вовсе не обязательно полностью перекрывать движение – достаточно будет обеспечить спецтехнике проезд к месту стройки.
Существует два способа увеличения пропускной способности дороги – добавление полос с одной или с двух сторон. Одностороннее расширение более экономичное, однако, в большинстве случаев, двухсторонний вариант осуществить гораздо проще.
Реконструкция дороги, включающая в себя капитальный ремонт и расширение полотна, всегда проводится по составленному заранее плану. Подобные работы обычно включают следующие этапы:
- подготовка – проведение инженерно-технических расчетов, написание сметы, составление проекта и сбор необходимых разрешений и документов
- продумывание объездных путей – установка знаков для объездных дорог или создание временного пути на пустыре;
- демонтаж старого полотна – удаление старой дороги вплоть до почвы вместе со всеми прилегающими элементами (бордюры, фонари, тротуары, зеленые насаждения и прочее);
- создание траншей – вырывание котлованов и вывоз ненужной земли;
- подготовка грунта – удаление лишних элементов, таких как корни и камни, укладка почвы в места, где его не хватает, и уплотнение дна катком;
- прокладывание геотекстиля – материал повышает прочность и разделяет слои трассы, а также улучшает отвод жидкости;
- создание подушки из песка – песок или песчано-гравийная смесь укладывается на дно и уплотняется катком (подушка стабилизирует дорожное полотно и поглощает нагрузку, оказываемую на трассу);
- монтаж георешетки – армирование повышает прочность дороги, равномерно распределяет нагрузку, предотвращая быструю деформацию дорожного полотна, и разделяет слои конструкции;
- укладка щебеночных слоев – следующие два слоя дороги прокладывают из щебня, при этом каждый из слоев отдельно уплотняется и создается из стройматериала с разным размером фракций (щебеночная прослойка защищает основание от агрессивного воздействия внешних факторов);
- укладка асфальтовой смеси – асфальтобетон укладывают в три слоя, каждый из которых отличается по составу и сразу после укладки обрабатывается битумной эмульсией;
- отделочные работы – установка бордюр, фонарей и дорожных знаков, а также устройство тротуаров и нанесение разметки на дорожное покрытие.
Толщина асфальтобетонного покрытия зависит от того, какая нагрузка будет оказываться на будущее полотно. Чем выше такой показатель – тем толще создают слои асфальта. Максимальная толщина асфальтового покрытия составляет не более 30 см.
Главные нюансы
Реконструкция автодороги включает в себя комплекс различных работ, результатом которых является повышение характеристик покрытия, включающее как физические свойства, так и просто добавление новых полос.
Существует два типа преобразования трасс:
- частичное – улучшение покрытия без изменения класса;
- полное – повышение качества и изменение класса дороги, а также добавление новых полос для устранения проблем с пробками.
Работы по реконструкции дорог должны производиться с соблюдением правил и технологии укладки, ведь только так можно улучшить эксплуатационные характеристики дорожного полотна.