Асфальтобетон – это искусственный строительный материал, широко применяемый в дорожном строительстве. Он отличается разнообразием видов, технологий производства и эксплуатационных характеристик. Средняя плотность асфальтобетона составляет 2,5 т/м³. Все его разновидности соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013.
Асфальтобетонные смеси классифицируются по нескольким параметрам:
Щебеночные
Гравийные
Песчаные
Крупнозернистые
Мелкозернистые
Песчаные
Высокоплотные
Плотные
Пористые
Высокопористые
Горячие смеси
Холодные смеси
Асфальтобетон состоит из следующих компонентов:
Битум (2,5–9%)
Минеральные порошки
Каменные материалы (чаще всего щебень и гравий)
Модифицирующие добавки (улучшают сцепление, увеличивают прочность и звукоизоляцию)
Для повышения эксплуатационных характеристик в смесь могут добавляться резиновая крошка (из переработанных шин) и другие специальные добавки. Однако такие улучшения повышают стоимость материала.
Марка 1 – высокопрочный материал с щебнем, кварцевым песком и битумом. Применяется для нижнего слоя дорожного покрытия. Отличается высокой стоимостью.
Марка 2 – универсальная смесь средней прочности, доступная по цене. Используется для строительства и ремонта дорог общего пользования, благоустройства территорий.
Марка 3 – менее прочный материал без щебня, содержащий песок и минеральные порошки. Применяется для тротуаров, аллей и ямочного ремонта.
Тип А – 50–67% щебня, используется только с горячим битумом.
Тип Б – 40–50% щебня или гравия, применим в холодном и горячем виде.
Тип В – 30–40% щебня или гравия, подходит для холодного и горячего укладывания.
Тип Г – 30% искусственного песка.
Тип Д – 70% песка из дробления горных пород.
Асфальтобетон подразделяется на горячий и холодный в зависимости от температуры укладки.
Укладывается при температуре от +105°C и выше.
Обеспечивает надежное уплотнение покрытия.
Нельзя укладывать при низких температурах и высокой влажности.
Требует предварительного разогрева и сухой поверхности.
Производится с использованием медленно- или среднетвердеющего битума.
Долго хранится, что удобно для ремонта дорог в любое время года.
Выбор конкретного вида асфальтобетона для асфальтирования зависит от технических требований, условий эксплуатации и бюджета проекта. Горячие смеси подходят для высоконагруженных дорог, а холодные – для оперативного ремонта и благоустройства.