В большинстве сценариев обеспечения высокого качества асфальтобетонных дорог и повышения продуктивности строительных работ применяется специализированная техника, такая как асфальтоукладчики и другая дорожная спецтехника. Однако существуют ситуации, когда укладка дорожного покрытия из асфальтобетона выполняется вручную. Рассмотрим, в каких случаях целесообразно использование ручной технологии и основные этапы ее реализации.
Ручная укладка асфальтобетона обычно используется на небольших участках, таких как тротуары, парковки и пешеходные дорожки, где тяжелую технику невозможно использовать для уплотнения. Также она оправдана при небольших объемах работ, когда экономически нецелесообразно привлекать спецтехнику, например, при ямочном ремонте или других незначительных ремонтных работах.
Стандартные горячие асфальтобетонные смеси не используются для ручного восстановления общественных дорог, поскольку их нормальное уплотнение без асфальтоукладчика затруднительно. В таких случаях предпочтительным вариантом является литой асфальтобетон, который обеспечивает высокое качество покрытия, сравнимое с тем, что получается при использовании асфальтоукладчика. Прочность дорожного покрытия и допустимая нагрузка зависят от качественной подготовки основания, предшествующей укладке асфальтобетонного слоя.
Обязательными работами при прокладке новой асфальтобетонной дороги являются работы по обустройству основания. Для автодорог с низкой интенсивностью движения (до 100 машин в час) и для пешеходных и велосипедных дорожек достаточно создания небольшого земляного корыта, углубленного на 10-15 см. После выкопки корыта и уплотнения его дна проводится укладка песка, за которым следует насыпка щебня фракции 15-25 мм. Этот щебневый слой утрамбовывается и пропитывается водно-битумной эмульсией, а с боковых сторон устанавливаются бордюры. Завершив эти работы, основание готово для укладки асфальтобетонного покрытия, будь то классическая горячая смесь или литой асфальт.
Соблюдение стандартных процедур безопасности является неотъемлемой частью работ по ремонту и строительству. Это включает в себя согласование работ с ГИБДД, установку заградительных конструкций и временных знаков в зоне ремонта, а также проведение разметки. Рабочие экипируются специальной ярко-оранжевой спецодеждой с элементами светоотражения, а также используют удобную обувь на прочной подошве. Важным элементом безопасности является также обустроенная бытовка с аптечкой и запасом питьевой воды.