Ничто не вечно, и асфальта это утверждение тоже касается – рано или поздно он потеряет свои первоначальные эксплуатационные свойства. Асфальтированная поверхность со временем требует ремонта, а затем и замены, но в некоторых случаях полностью менять асфальт кажется нецелесообразным ввиду точечного характера повреждений или недостатка финансирования. Многие заказчики в обоих случаях предпочли бы закатать старый асфальт тонким слоем нового, и хотя такая процедура признается профессионалами как возможная, прибегнуть к ней можно не без условий.
Начнем с того, когда такая процедура точно неуместна – в любой ситуации, когда старое покрытие перед укладкой нового слоя никак специально к этому не подготовлено. Попытка закатать старую дорогу или площадку без подготовительных процедур, лишь бы побыстрее, чревата обязательными негативными последствиями в виде плохого качества нового слоя с существенным снижением его прочности и долговечности. Если же подготовка выполнена в соответствии со всеми требованиями, тогда новый асфальтовый слой уместен поверх старого в рамках:
Специалисты активно практикуют накладку нового асфальта поверх старого во всех описанных ситуациях и выбирают конкретный способ в зависимости от состояния существующего покрытия и поставленной задачи.
Описанные выше способы восстановления асфальтового покрытия различаются технологией укладки нового слоя, а это, в свою очередь, влияет на стоимость услуги и необходимость привлечения спецтехники. Заливку нового слоя могут осуществлять как холодным, так и горячим асфальтом, но выбор делают не наобум, а отталкиваясь от условий, в которых проводится ремонт старого покрытия. Однако стартовый этап в любом случае предполагает необходимость приведения в порядок существующего основания.
Данная технология актуальна для устранения повреждений небольшого размера – ям (в честь которых способ получил название), выбоин, трещин, маленьких сколов. Считается, что ямочным ремонтом нельзя покрыть площадь более 100 квадратных метров – если обновления требует более крупный участок (даже суммарно, состоящий из нескольких лоскутов), следует выбрать другой тип ремонта.
Планируя ремонтировать покрытие холодной смесью по технологии ямочного ремонта, выполняют следующие шаги:
Описанный принцип каждый обыватель видел в действии сотни раз – это как раз тот метод, к которому прибегают дорожные службы, занимаясь починкой автодорог в зимнее время. Качество покрытия (при условии строгого соблюдения рекомендаций) получается достаточно высоким, при этом даже небольшая минусовая температура не становится препятствием для выполнения задачи.
При наличии большого количества отдельных ям на ограниченном пространстве иногда целесообразно вырезать весь участок асфальта целиком и поставить одну крупную заплатку. Крупный размер дефекта позволяет обоснованно подключить к процессу спецтехнику и гарантировать, что «простенки» между ямами, выполненные еще из старого асфальта, не станут слабым местом для обновленного покрытия.
В отличие от ямочного ремонта, восстановлению подлежит покрытие, пока пребывающее преимущественно в приемлемом состоянии, однако нуждающееся в регулярной профилактике повреждений ввиду того, что сильное ухудшение качества дороги способно парализовать транспортную сеть. Чтобы выполнить поставленную задачу и добиться достойного результата, необходимо выполнить последовательность действий:
Теоретически полная замена асфальтированной дороги дала бы более яркий положительный эффект, однако восстановление асфальта в ситуации, где оно вообще уместно, позволяет сэкономить средства без заметной потери в качестве. Восстановление дорожного покрытия немыслимо без привлечения крупной спецтехники и обычно предполагает внушительный масштаб работ.
Подобная технология актуальна для масштабного восстановления полотна площадью не менее 100 квадратных метров, когда нужен капитальный ремонт с результатом, радикально отличающимся от того, что было до ремонтных процедур. Фрезеровать старый асфальт можно холодным и горячим способами, при этом именно второй способ был придуман раньше. Технология холодного фрезерования пользуется спросом ввиду возможности повторного использования срезанного материала, что положительно сказывается на общей стоимости ремонта.
Холодная фрезеровка состоит из следующих этапов:
При всех своих достоинствах холодная фрезеровка не применяется в холодное время года (температура воздуха должна превышать 10 градусов выше нуля, температура поверхности – не ниже +5), также не подходит для подобного ремонта дождливый день. Несмотря на зависимость от погодных условий, описанный метод пользуется спросом ввиду удобного восстановления больших площадей асфальтового покрытия с возобновлением характеристик, близких к первоначальным. Большинство капитальных ремонтов дорог в мире производятся именно таким методом.
Ответ на этот вопрос сильно зависит от типа и масштабов ремонта. Теоретически можно обойтись вообще без спецтехники, но только при условии, что речь идет о ямочном ремонте с применением холодного асфальта, причем на небольшой площади. Какую технику следует использовать при разных видах ремонта, рассмотрим ниже:
Для подвоза материалов для ремонта необходимы также грузовики, бульдозеры, тара для хранения расходных компонентов, перемешивающая техника, виброплиты, различный ручной инструмент.
Укладка нового асфальта поверх старого уместна, если существующее покрытие не разрушено полностью и было надлежащим образом подготовлено. Специалисты регулярно прибегают к такому решению, однако принципиально важно соблюдать технологию, иначе результаты ремонта долго не продержатся. Точная технология и используемые материалы с техникой существенно различаются в зависимости от масштабов выполняемой задачи и выбранной тактики действий. В некоторых случаях рабочие, укладывающие новое покрытие на старый асфальт, могут справиться за счет одного лишь ручного инструмента, в другой ситуации без тяжелой спецтехники не обойтись.