Только непрофессионал может думать, что асфальт – это некое единое вещество стандартного состава, не имеющее разновидностей. На самом деле состав асфальтобетона, его компоненты и их пропорции умело варьируют с целью достижения оптимальных свойств для решения конкретной задачи. Иными словами, смесь должна справляться с возлагаемыми на нее функциями, тогда как стоимость и масса – это уже вторичные показатели.
Максимализм в процессе асфальтирования не всегда уместен – нет смысла класть дорогой щебневый асфальт, предназначенный для мощения взлетно-посадочных полос, на обыкновенный тротуар или подъездную дорогу.
Дороги тоже бывают разными, но давайте отталкиваться от того, что наша подвергается солидной ежедневной нагрузке, и ездят по ней быстро. Заливку лучше осуществлять горячей смесью. Каменная составляющая асфальтобетона должна иметь хотя бы 50% по объему и весу.
Для автомагистрали или той же взлетно-посадочной полосы лучше брать щебеночно-мастичный асфальт – в нем натурального щебня порядка 70-80%, плюс битумное вяжущее самого высокого качества и целлюлозные волокна для повышения целостности. В застывшем виде это практически незыблемое покрытие.
Гравийный асфальтобетон использует не просто чуть более податливый наполнитель, но и содержит его в меньшей пропорции – около 40-50%. Для дорог такой вариант все еще годится, но только не для наиболее загруженных. Справедливости ради, в последнее время такой материал понемногу теряет популярность – дорожные службы предпочитают один раз потратиться на щебеночно-мастичный вариант даже для второстепенной дороги, и потом просто не вспоминать о ее обслуживании.
Если покрытие однозначно будет подвергаться серьезным нагрузкам, есть смысл укладывать асфальт в несколько слоев. Сначала кладут крупнозернистую массу – зерна 20-40 мм успешно противостоят образованию колеи и считаются отличной подложкой. Мелкозернистый материал кладут выше в качестве гидроизоляции, тем более что он прочнее и долговечнее, служит защитой для подложки. Количество слоев может меняться в зависимости от назначения покрытия.
В целом толщина асфальтового слоя дороги составляет порядка 10-30 см. В особых случаях допускается увеличение сверх максимального значения.
Такие виды покрытия подвергаются меньшей нагрузке – по ним проезжает значительно меньше транспорта, и двигается он обычно с небольшой скоростью. Это позволяет немного сэкономить на асфальте, выбрав варианты средней прочности.
Специалисты считают, что для решения поставленной задачи могут использоваться горячие смеси на основе гравия или щебня с содержанием каменистого заполнителя всего около 30-40%. Толщина такого покрытия небольшая: общественные территории стоит асфальтировать слоем в 10-12 сантиметров, личное парковочное место и подъездную дорогу к частному дому достаточно укатать асфальтом на 6-8 см.
Зоны пешего передвижения на фоне вышеперечисленных территорий вообще не испытывают нагрузки – по ним машины не ездят даже медленно, даже изредка (в идеале не должны). По этой причине для решения поставленной задачи годится горячий асфальтобетон даже на основе песка. Возможно даже применение холодного асфальта, но он все же больше подходит для ямочного ремонта, чем для полноценной отмостки дорожек. Песчаный асфальт для тротуара – это классический пример тактики «зачем платить больше».
Асфальт не зря бывает разных видов и различается по цене – каждая его разновидность создана для определенных целей. Чтобы понять, какой асфальтобетон нужен в вашем случае, продумайте, как будет использоваться асфальтированный участок, и с какой нагрузкой ему придется сталкиваться. Главное правило: чем выше нагрузка, тем более высоким должен быть процент каменистого заполнителя. Песок при отсутствии камня годится в качестве заполнителя только в том случае, если покрытие делается исключительно для нужд пешеходов.