Несмотря на собственную прочность и долговечность, асфальтобетон, которым покрывают автомобильные дороги, все-таки не вечен. Чтобы решить эту проблему, строители и эксплуатационные службы используют различные методы защиты поверхности.
Такой способ сегодня расценивается как наиболее продуктивный и надежный - по крайней мере, он успешно противостоит износу автомобильными шинами, а также существенно уменьшает разрушительное воздействие ультрафиолетового излучения и осадков. Слой износа специально делают без пор - это позволяет не бояться температурных перепадов и проникновения воды в трещины с последующим разрывом материала. Стоимость такого слоя примерно сопоставима со стоимостью еще одного слоя асфальта, зато починить его в будущем окажется намного дешевле.
Укладка асфальтобетонного слоя износа предполагает спекание покрытия с лежащей под ним дорожной одеждой, при этом монтаж осуществляется методом литья. Для этой цели используется особый агрегат под названием кохер. По принципу действия кохер очень похож на обыкновенную бетономешалку - внутри него методом нагрева и перемешивания поддерживается жидкое состояние асфальтобетона сроком до 12 часов. Однако сам по себе кохер асфальт укладывать не умеет - он либо подает свое содержимое асфальтоукладчику, либо предполагает обслуживание специально обученными сотрудниками с гладилками для разравнивания жидкого покрытия. Действия последних очень напоминают те, к которым прибегают и при укладке бетона.
Другой пример полезной техники для создания слоя износа - это мобильная смесительная установка. В нее нужно лишь загружать расходники, тогда как пропорции агрегат подберет сам. Модели такой техники работают на разных типах топлива и укладывают асфальтобетоннный слой износа, не менее прочный, чем любой другой асфальтобетон.
В нашей стране для улучшенного сцепления слоя износа с нижележащими слоями применяют еще и черный щебень. Другая функция этой добавки - предотвращение ускоренного износа дороги зимней резиной. Черный щебень - это обыкновенный щебень, пропитанный водно-битумной эмульсией и старательно высушенный. Вбивают его в дорогу при помощи асфальтоукладчика и виброплиты.
Если сотрудники дорожных служб все сделали согласно инструкции, слой износа обеспечивает сохранность дороги в адекватном состоянии на протяжении, как минимум, пяти лет.
Без слоя износа можно обойтись, если покрыть асфальтобетонный слой специальными составами, содержащими битум. Так, в состав эмульсии входят еще вода и растворители, тогда как в праймерах вода отсутствует - из-за этого они отличаются уменьшенной текучестью.
Плюс эмульсии - в том, что она, как и положено жидкости, проникает в любые малейшие поры, заполняя их и не позволяя проникать туда воде. Но, даже если движение на дороге не отличается особой оживленностью, обновление эмульсии придется делать ежегодно, а то и по несколько раз в год. Таким образом, эмульсия - это не панацея, а лишь способ дотянуть до более масштабного ремонта.
Праймер в щели не затекает, зато образует более толстый защитный слой, а потому и служит добрых 2-3 года
Несмотря на разную густоту, обработка эмульсиями и праймерами осуществляется одинаковыми способами. В качестве источника жидкости может использоваться как полноценная поливальная машина, так и небольшой ручной распылитель.
В нашей стране подобный подход практически не применяется, зато он очень востребован на Западе. По сути, это дополнительный защитный слой, состоящий из щебня толщиной не более сантиметра, который отдельно пропитывают эмульсией на основе битума и воды. Такой метод считается объединяющим лучшие свойства двух вышеописанных способов защиты - надежно защищает асфальтобетон и не препятствует адекватному сцеплению автомобильных шин с дорожным покрытием.
Нанести на асфальтобетон можно и дополнительный полимерный слой, который, схватываясь и образуя цельную структуру, принимает на себя любой удар, не пропуская ни влагу, ни ультрафиолетовые лучи, а также надежно оберегая асфальт от ускоренного износа. Используемые полимеры могут быть как совсем жидкими, так и довольно густыми - первые пропитывают верхний слой асфальтобетона целиком, тогда как вторые наносятся по принципу шпаклевки, заполняя только мелкие дефекты. Визуально полотно, обработанное полимерами, выглядит как совершенно новое.
Остается добавить, что плюс обрабатывания любой жидкой защитой заключается в том, что вещество позволяет осадить мелкую пыль. Каждая пылинка на дороге действует как абразивный элемент, пусть и очень маленький - то есть, способствует ускоренному вытиранию дороги.
Дополнительная защита асфальтобетона способствует тому, чтобы покрытие служило на протяжении длительного срока, не нуждаясь в полноценном ремонте и не требуя внушительных финансовых затрат.