Главная/Полезная информация/Как используют переработанные материалы в строительстве дорог?

Как используют переработанные материалы в строительстве дорог?

Строительство дорог требует значительных объемов природных ресурсов. В связи с этим в последние годы активно развиваются технологии, позволяющие применять переработанные материалы. На международной конференции, посвященной экономике замкнутого цикла в дорожной отрасли, обсуждались вопросы использования вторсырья, нормативного регулирования и программ внедрения таких решений. Основной акцент был сделан на необходимости создания условий для масштабного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, особенно в инфраструктурные проекты.

Как используют переработанные материалы в строительстве дорог

Программа по переработке отходов строительства

Одной из ключевых тем стало обсуждение отраслевой программы, направленной на использование вторичных материалов в строительстве, включая дорожное. В настоящее время наблюдается рост объемов отходов IV–V классов опасности, размещаемых на полигонах, что приводит к потере ценных ресурсов из-за недостатка мощностей по переработке и отсутствия стимулов для их применения.

К числу приоритетных отходов, подлежащих переработке, относятся:

  • лом асфальтобетона и асфальтогранулят;

  • отходы кровельных и гидроизоляционных материалов (используются как добавки в асфальтобетонные смеси);

  • отходы камня, бетона и строительных растворов (вторичный щебень для нижних слоев дорог);

  • резиновые изделия (резино-битумные вяжущие);

  • золошлаковые материалы (для формирования дорожной насыпи).

Программа предусматривает разработку федеральных правил обращения с отходами строительства, приоритизацию использования вторичных ресурсов в крупных проектах, меры экономического стимулирования и включение переработанных материалов в классификатор строительных ресурсов.

Особое внимание уделяется пилотным проектам, которые должны отработать механизмы вовлечения отходов в дорожное строительство. Ожидается, что это позволит:

  • утилизировать до 85% строительных отходов;

  • сократить объемы захоронения на полигонах до 20%;

  • частично заменить традиционные технологии переработкой вторсырья;

  • создать устойчивый рынок вторичных ресурсов.

Нормативы для переработанного асфальтобетона

Современные стандарты определяют несколько видов вторичного асфальтобетона:

  • Излишки смеси – возвращенный с места укладки материал.

  • Лом – крупные куски, полученные при разборке покрытий.

  • Гранулят – продукт холодного фрезерования.

  • Переработанный асфальтобетон (RAP) – материал, полученный дроблением и сортировкой.

Горячий вторичный асфальтобетон применяется в верхних слоях покрытия, холодный – в основаниях, укреплении обочин и второстепенных дорогах.

Стандарты устанавливают требования к зерновому составу, запрещая использование мокрого или состаренного материала, который теряет адгезионные свойства. Для верхних слоев с высокой нагрузкой допустимо применение не более 20% RAP, при меньших объемах дополнительная оценка не требуется.

Органоминеральные смеси (ОМС)

Ранее холодный переработанный асфальтобетон делили на два типа в зависимости от содержания вторсырья, но исследования показали, что это деление не влияет на прочность. Теперь все такие смеси называются органоминеральными.

ОМС производятся без нагрева, что снижает энергозатраты, и могут содержать влажные материалы. Они классифицируются по размеру зерен (ОМС 32 и ОМС 16) и типу вяжущего (минеральное или комплексное).

Экономика и экология

Использование вторичных материалов дает двойной эффект:

  • Экономический – сокращение затрат на транспортировку и замещение дорогих компонентов.

  • Экологический – снижение объемов утилизации и сохранение природных ресурсов.

Ключевым фактором успеха является правильное ценообразование: если переработанные материалы окажутся дороже первичных, технология не получит распространения.

Практический опыт

В Смоленской области RAP успешно применялся при ремонте трассы: 20% в нижнем слое и 10% в верхнем. Результаты показали отсутствие дефектов, что подтверждает эффективность технологии.

Резиновые модификаторы

Переработка шин – еще одно перспективное направление. Активный резиновый порошок (АРП) используется в модификаторах, улучшающих свойства асфальтобетона. В отличие от обычной крошки, АРП полностью взаимодействует с битумом, обеспечивая:

  • повышенную долговечность;

  • устойчивость к трещинам и колеям;

  • снижение шума.

При укладке 1 км дороги с такими добавками утилизируется около 800 покрышек. Технология уже апробирована в 28 регионах, включая крупные проекты, такие как ЦКАД и М-4 «Дон».

Однако внедрению мешают проблемы:

  • скептицизм заказчиков;

  • бюрократические барьеры;

  • распространение некачественных аналогов.

Заключение

Применение вторичных материалов в дорожном строительстве – это не только экологическая необходимость, но и экономическая выгода. Успех зависит от нормативной базы, экономических стимулов и готовности отрасли к инновациям.

Контакты:
Звоните с 8:00 до 19:00
Ждем Вас с 9:00 до 18:00
197373, Санкт-Петербург, пр. Шуваловский 32
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Консультация
Оставьте заявку и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности (согласно категориям и целям обработки ПД, поименованным в п. 4.3)
Продолжить
заказать звонок
Оставьте заявку и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена
Оставьте заявку
и с Вами свяжется менеджер в ближайшее время
Продукция:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена