Пористость и зернистость асфальтовой смеси зависит от каменистого наполнителя, который может различаться размером гранул. По принципу размера фракций разделяют три основных вида асфальтобетона: крупнозернистый, мелкозернистый и песчаный. Размер зерен в смесях играет главную роль в том, где именно будет применяться конкретный стройматериал.
Крупнозернистый асфальтобетон содержит каменистый наполнитель, состоящий из гранул размером 20-40 миллиметров. Также в составе материала есть дополнительные вещества, заполняющие пространство между крупными фракциями. Стройматериал, состоящий из подобных компонентов, применяется для прокладывания автодорог и участков, предназначенных для пешеходов.
Характеристики асфальта с крупным наполнителем такие же, как и у других стройматериалов, но при этом отличаются по качеству. Одни особенности крупнозернистого асфальтобетона лучше, другие наоборот – хуже.
Характеристики, свойственные асфальту с крупными гранулами:
В крупнозернистых смесях гранулы могут различаться по размеру, поэтому во время уплотнения мелкие камни компенсируют низкий уровень плотности между более крупными элементами. Оставшееся пространство заполняется песчаным и порошковым наполнителем, из-за чего прочность у такого асфальта ниже, чем у стройматериала с мелкими зернами. При этом преимущества и недостатки разных типов асфальта компенсируют друг друга, поэтому такие материалы часто используют вместе.
В зависимости от типа основного наполнителя, смеси различаются по своим эксплуатационным характеристикам:
Важно отметить, что указанные свойства материалов действительны только в том случае, если асфальтобетонную смесь качественно уплотнили катком. При недостаточном укатывании эксплуатационные характеристики асфальта будут ниже из-за того, что в нем останутся пустоты.
Крупнозернистые и мелкозернистые смеси имеют разные преимущества – первые надежно стабилизирую дорожное покрытие, а вторые демонстрируют высокую устойчивость к повреждениям. Основываясь на таких характеристиках, специалисты установили определенный порядок совместного применения материалов – асфальт с крупными гранулами всегда служит устойчивой основой для прочного бетона с мелким каменным наполнителем.
Асфальт с большими гранулами применяют в следующих целях:
Когда мелкозернистый стройматериал укладывается на крупнозернистый асфальт, дорога становится максимально плотной, стабилизированной, прочной и износоустойчивой. Тем не менее, в некоторых случаях смесь с крупными гранулами может использоваться без дополнительного покрытия, например, при прокладывании трасс с низкой загруженностью. Если же на дорогу будет оказываться значительная нагрузка, применение смеси с мелкими гранулами является обязательным этапом строительства.
Крупнозернистые смеси различают по типу каменистого наполнителя – это может быть либо гравий, либо щебень. В настоящее время щебеночно-мастичный материал (ЩМА) гораздо популярнее, чем гравийный, ведь он более надежный и долговечный – из него можно строить дорожное покрытие любого класса. Тем не менее, смеси на основе гравия все еще используются, например, для создания временных дорог или прокладки трасс невысокой категории.
Также асфальт может различаться по методу укладки, которых всего существует два:
Основная отличительная характеристика крупнозернистого асфальта – это размер гранул, который составляет от 20 до 40 мм. Основная сфера применения подобных смесей – строительство автодорог и пешеходных зон.
Сравнение крупнозернистых и мелкозернистых стройматериалов показало, что материал на основе мелких фракций обладает более высокими показателями качества. При этом асфальтобетон с крупными гранулами обладает отличной стабилизацией, которой так не хватает смеси с маленькими камнями, а также предотвращает деформацию полотна и обеспечивает надежную гидроизоляцию.
Качество крупнозернистой смеси может различаться в зависимости от того, какой каменистый наполнитель заложен в его основу. Наиболее прочным сырьем считается щебень, а вот гравий уступает ему по всем эксплуатационным характеристикам.