При помощи современных технологий и материалов создаются качественные, прочные и долговечные трассы и магистрали, способные служить многие годы. Асфальт и бетон – распространенные материалы, применяемые для создания дорожных покрытий. Они имеют отличные эксплуатационные характеристики, однако у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны.
Прежде чем мы начнем описание свойств разных материалов, важно отметить, что бетонные дороги, о которых пойдет речь – это монолитные высококачественные сооружения. Также бывают бетонные трассы, выложенные из плит – они относятся к категории временных автодорог, ведь между секциями множество промежутков, мешающих комфортному передвижению машин. В этой статье мы будем рассматривать первый вариант бетонных сооружений.
Бетонное покрытие показывает отличные эксплуатационные характеристики, поэтому его используют для строительства трасс с высокой нагрузкой, например, магистралей и дорог федерального значения. К плюсам такого материала относят:
Бетонные сооружения способны выдерживать большую нагрузку очень долго – в некоторых случаях такие дороги служат до 30 лет. При этом важно помнить, что долговечной цементобетонную трассу делает своевременный ремонт и правильные условия эксплуатации.
Некоторые особенности бетона не позволяют создавать из него магистрали где угодно. К минусам такого строительного материала относят:
Все перечисленные недостатки бетона накладываются друг на друга, приводя к более серьезным негативным последствиям, что и является главным минусом такого материала. Комбинация проблем проявляется особенно ярко, если дорога проложена на участке с холодным климатом.
Прокладывание подобных дорог усложняется еще и тем, что при появлении выбоин невозможно провести ямочный ремонт – приходится заменять целый участок трассы. В комбинации с большим сроком застывания подобные недостатки не позволяют строить бетонные дороги внутри городов из-за необходимости надолго блокировать движение. По этой причине такой материал используют в основном для строительства длинных скоростных шоссе.
Важно отметить, что в настоящее время производители бетона тестируют новые добавки, призванные компенсировать недостатки. Новые составляющие должны снизить чувствительность материала к холоду и ускорить процесс застывания.
Асфальтовое покрытие обладает высокими эксплуатационными характеристиками, не уступающими бетону. К преимуществам такого материала относят:
Асфальтовые дороги обычно прокладывают внутри городов, ведь их можно быстро отремонтировать без полной остановки движения транспорта. Наименьший срок занимает ямочный ремонт – при заливании небольшой площади асфальт застывает всего за несколько часов.
У асфальтобетона есть и недостатки:
В отличие от бетона, минусы асфальта не накладываются друг на друга. Недостатки асфальтовой дороги полностью перекрываются преимуществами, поэтому такой материал является более востребованным. Главной проблемой остается низкая экологичность из-за присутствия битума.
Бетон способен выдерживать колоссальную физическую нагрузку, поэтому он отлично подходит для прокладывания дорог с большой загруженностью. Тем не менее, его свойства не позволяют использовать материал для строительства трасс внутри городов и в северных частях страны (из-за чувствительности к холоду).
Асфальт обладает меньшей прочностью и долговечностью, чем цементобетонная смесь, однако его недостатки компенсируются преимуществами. Положительные стороны использования асфальтобетона сделали его очень популярным – в настоящее время именно его используют для прокладывания автодорог и тротуаров в городах всего мира.