Главный фактор повреждения асфальтированного покрытия - атмосферная влага: проникая в любую щель, она расширяется, замерзая, и расширяет выемку. Соль, которую используют для посыпки обледеневших дорог, способствует увеличению циклов замораживания. Но бывает и так, что виноваты сами работники, которые не соблюдали технологию укладки или неправильно оценили глубину промерзания грунта и залегания грунтовых вод. Кроме того, дорогу можно ускоренно изнашивать, усиленно эксплуатируя ее, особенно в жаркую погоду.
Форма трещины прямо указывает на причину ее появления. Продолговатые дефекты - следствие разрушительного влияния переменной влажности. Группы пересекающихся трещин говорят об отсутствии упругости покрытия, которое содержит слишком много воздушных пузырьков, не укатано должным образом. Если же дефект по форме напоминает паутину или сдвиг, ремонтировать тут уже нечего - асфальт просто устал и требует полноценной замены.
Причинами ускоренного растрескивания асфальтобетона, даже уложенного якобы правильно, могут быть многочисленные факторы, среди которых:
Непрофессиональный подход к прокладыванию дороги и укладке асфальтобетона является еще одной причиной того, почему полотно изнашивается ускоренными темпами. Устранить оплошности, допущенные при проектировании или реализации проекта, крайне сложно точечными методами - нередко проблема решается только полным перекладыванием дороги с нуля, в том числе с частичным изменением трассы. Чаще всего наблюдаются следующие ошибки:
Частные придомовые территории редко испытывают серьезную эксплуатационную нагрузку, а их владельцы обычно не готовы вкладывать большие средства, потому решение о ремонте вместо полноценной замены вполне оправдано. Мелкие трещины, не претендующие на то, чтобы называться ямами, достаточно замазать битумом - это своего рода герметик, который воспрепятствует проникновению влаги в полость. Соблюдение технологии предполагает последовательное прохождение таких этапов.
Из трещины тщательно удаляют пыль и мусор. Чем чище полость, тем лучше, иначе битум будет схватываться не с дорогой как таковой, а со свободными частицами, которые сами ни за что не держатся. В идеале ее надо еще и просушить, чтобы внутри не оставалась влага, дающая тот же эффект, что и пыль. Специальное продувочное оборудование способно выполнять прочистку и осушку одновременно, но на даче владелец может воспользоваться разве что пылесосом, да и то если хватит длины шнура и переносок.
Далее трещину необходимо прогреть - для этого используется специальное тепловое копье. У рядового обывателя такого оборудования нет, но им должна располагать любая ремонтная бригада. Копьем она аккуратно прогревает трещину, провоцируя оплавление битума по краям дефекта.
В обработанный дефект заливают подогретую битумную смесь, и на этом ремонт придомовой дорожки окончен.
Современная альтернатива - битумно-каучуковая лента. Ее используют даже в ремонте трасс, а для собственного двора это идеальное решение. Очистка и сушка трещины происходит аналогично вышеописанной технологии, а далее щель промазывают битумным праймером и дают массе просохнуть. В конце ленту, нарезанную фрагментами такого размера, чтобы полностью перекрывать каждую трещину, приклеивают к дороге и раскатывают ручным катком.
Помните, что трещины в асфальте не исчезают сами - наоборот, они имеют свойство стремительно увеличиваться в размерах при отсутствии ремонта, и это повод не откладывать процедуру. Хотя трещины не мешают безопасному движению и даже не создают тряски, они - прямой предвестник образования ям.
Ремонт трещин на дорогах общего пользования в большинстве случаев предполагает заливку холодным герметиком - его использование возможно даже в холодную погоду, при условиях, неподходящих для работы с битумной смесью. Своеобразным ориентиром, используемым в развитых государствах мира, является герметик BORNIT - Риссфлекс, с помощью которого в сжатые сроки ремонтируют те же центральные швы.
Быстрое формирование заплатки длинной формы возможно благодаря специальной технике, равномерно подающей герметик и прокатываемой над трещиной вручную. Ускорить обратный ввод дороги в эксплуатацию позволяет присыпка слоя герметика гранитным отсевом фракции 3-5 мм - при соблюдении технологии запускать движение на отремонтированном участке можно уже спустя полчаса после завершения работ.