Различные виды дорожных покрытий периодически нуждаются в восстановлении. Лишь в таком случае они могут надлежащим образом выполнять свои функции. В данной статье мы рассмотрим, почему появляются различные дефекты дорожного покрытия. В частности, речь будет идти о разломах и трещинах. Также будут перечислены ключевые возможности решения проблемы.
Специалисты выделяют несколько основных факторов, вызывающих формирование разломов и трещин на поверхности асфальтобетонного покрытия:
- Проникновение воды внутрь покрытия дороги и её замерзание в холодное время года. Структура асфальтобетона, который применяется для строительства большинства дорог, является пористой. Вода оказывается на поверхности дороги в результате выпадения осадков, а также после прорыва канализации либо водопровода. В конечном итоге вода остаётся в порах. Если температура опускается ниже нуля, вода превращается в лёд. Он разрушает покрытие, что приводит к появлению трещин.
- Неправильная укладка асфальтобетонной смеси. Наиболее часто встречаются чрезмерное охлаждение используемой смеси, некачественная подготовка основания, проведение работ во время дождя либо несоблюдение температурного режима, при котором возможно применение конкретного вида АБС.
- Применение смеси с некачественным составом. Если во время производства на заводе нарушаются действующие нормы, смесь не может быть достаточно прочной. Факторами, способствующими такому развитию событий, называют применение неочищенного песка, неподходящего либо грязного щебня, а также минеральных порошков, битума и различных присадок, которые не соответствуют установленным нормам.
- Неправильная укладка основания. Основание может дать усадку при плохом уплотнении, использовании неподходящего материала либо неправильном выборе конструкции основания. Проезжую часть будет постоянно затапливать в случае выбора несоответствующей её формы, слишком малом уклоне либо неправильно смонтированной системе водоотведения.
- Неправильная подготовка грунта. Нередко усадка и движение грунта вызваны нарушением технологий при проведении геодезических работ, создании проекта либо подготовке грунта. В конечном итоге начнет двигаться основание дороги и её покрытие.
Во избежание подобных проблем очень важно уделять достаточно внимания проектированию. В ходе выполнения данных работ специалисты должны брать во внимание климатические условия, свойства грунта, интенсивность дорожного трафика. Не менее актуальным является соблюдение всех рекомендаций ГОСТ и СНиП в ходе проведения работ.
Как ремонтируют трещины в асфальте?
Сегодня применяются разные технологии ямочного ремонта дорог:
- Применение горячей асфальтобетонной смеси. Данный метод сопровождается нарезанием карт. В ходе работ поврежденное покрытие снимают с помощью нарезки, фрезерования либо вырубки. Далее идет обработка основания и покрытия с помощью водно-битумной эмульсии, обеспечивающей улучшенное их сцепление с латкой. Затем происходит заполнение карты горячей смесью и её последующее уплотнение с помощью механизированных либо ручных катков, а также вибрационных плит. Преимущество технологии - отсутствие потребности в использовании дорогостоящего оборудования. Также такое решение является более доступным по цене, по сравнению с литьевой методикой. Однако герметизировать покрытие с помощью использования горячей АБС невозможно.
- Литьевая технология и нарезка карт. Подготовка и обработка карт, а также демонтаж поврежденного покрытия осуществляется таким же способом, как и в предыдущем варианте. Применение рециклера позволяет перерабатывать поврежденный асфальтобетон. Если же рециклера нет, демонтированное покрытие отправляется на утилизацию. Затем происходит заливка карты литой асфальтобетонной смесью, которая не нуждается в проведении уплотнительных работ. На важных участках дороги, которыми являются повороты, крутые либо затяжные подъемы и спуски, после заливки карт поверхность посыпают черным щебнем, который вдавливают в смесь с целью улучшения сцепления восстановленного участка с колесами транспортных средств. Преимущество метода - хорошее сцепление латки с основанием и покрытием, а также герметизация восстановленного участка. Недостатки - более высокая стоимость смеси, по сравнению с горячей АБС, а также необходимость использования специализированного оборудования и техники для проведения ремонта.
- Струйно-инъекционная технология. При выборе данного решения нарезка карт не проводится. Поврежденную зону продувают с помощью сжатого воздуха, удаляя воду и грязь, а также обрабатывают водно-битумной эмульсией, после чего проводится засыпка участка черным щебнем. Далее специалисты разравнивают щебень, проводят уплотнительные работы и проливают его водно-битумной эмульсией. Преимущество способа - серьезная экономия денег. Недостатки - восстановленный участок не сможет выдержать серьезные нагрузки.
- Заливка разломов и трещин полимерами. Из трещин выдувают частицы влаги и грязи с помощью сжатого воздуха, их обрабатывают подходящими эмульсиями и затем заливают полимером. Преимущества - максимальная герметизация, формирование тонкой пленки, предотвращающей проникновение воды, а также высокая устойчивость к нагрузкам и отсутствие потребности в применении спецоборудования. Недостаток - высокие цены на материалы.
С помощью ямочного ремонта можно избавиться от трещин и выровнять покрытие, однако он не способен обеспечить герметизацию покрытия и решение проблем, связанных с грунтом либо основанием дороги.
Устройство слоя износа
Монтаж слоя износа осуществляется по литьевой методике, в результате чего покрытие герметизируется. Литой слой износа обладает необходимыми показателями устойчивости к износу, что позволяет применять его на дорогах общего пользования. Его ремонт не является очень дорогостоящим. Правда, для укладки необходимо использовать спецтехнику - кохеры для транспортировки смеси и асфальтоукладчики, которые созданы для работы с литым асфальтобетоном.
Исправить различные проблемы на уровне грунта либо основания можно только при проведении капитального ремонта дороги.
Благодаря соблюдению требований СНиП и ГОСТ во время подготовки проекта и выполнения строительных работ, надлежащее обслуживание и своевременный ремонт позволяют обеспечить продолжительный срок службы дорог из асфальтобетона.