Автомобильная дорога - это целый комплекс различных элементов, которые обеспечивают безопасный проезд транспортных средств. Устройство дорожного полотна может осуществляться с использованием разных материалов, выбор которых зависит от габаритов техники, интенсивности движения, создаваемой нагрузки, а также характеристик земельного участка, на котором проводится строительство автомобильной дороги. В ходе монтажа дорожного полотна необходимо руководствоваться различными требованиями, рекомендациями и нормами.
В этой статье будут приведены наиболее популярные материалы, с помощью которых может выполняться устройство дорожного полотна.
Использование битого кирпича для благоустройства дорог считается достаточно выгодным с финансовой точки зрения. Могут применяться керамические блоки либо белый силикатный кирпич. Отметим, что второй вариант обеспечивает более продолжительный срок службы дороги.
Достоинства битого кирпича:
Получить битый кирпич можно в результате демонтажа сооружений, дробления материала и удаления сторонних примесей. После этого бой сортируют в зависимости от величины частиц и доставляют на стройплощадки. Ещё один вариант - использование производственного брака на специализированных предприятиях. Стоимость такого материала более высокая, поскольку он не был в употреблении.
Сферы применения кирпичного боя:
Иногда кирпичный бой выступает в качестве полноценного заменителя щебня, что не сказывается негативно на качестве дороги. В любом случае важно учитывать особенности конкретного проекта, указанные в документации.
Древесина активно применяется для сооружения временных дорог на болотистых территориях. При использовании дерева строят два основных вида дорог:
Сплошная дорога сооружается из бревен, хвороста, накатника либо настила из жердей. Для обеспечения одностороннего проезда устраивают проезжую часть шириной от 4500 мм, а в случае с двухсторонним показатель увеличивают до 7000 мм. Строительство колейного покрытия проводится с использованием бревен, брусьев либо лежней и щитов. Габариты таких дорог напрямую связаны с размерами транспортных средств, для которых они проектируются.
Обустройство деревянных дорог связано с большими трудозатратами, они отличаются непродолжительным эксплуатационным сроком.
Сплошные дороги устраиваются с использованием различной древесины местных пород, а вот для монтажа колейных применяют хвойные породы.
Название колейных дорог связано с тем, что у них есть пара отдельных колей, по которым передвигаются транспортные средства. Сборка колей осуществляется из брусьев, бревен либо пластин, монтаж которых происходит вдоль оси. Для фиксации материала используют накладки, шпонки либо фризы.
Основные преимущества колейных дорог:
Применение деревянных щитов для сборки дороги негативно сказывается на её сроке службы и прочности, по сравнению с использованием бревен. Щит - это конструкция из нескольких досок, которые соединяют друг с другом планками либо гвоздями. На очень заболоченных участках под щиты подкладывают подходящие лежни из бревен либо пластин.
Дороги из натурального камня отличаются внушительным сроком службы и высокими эксплуатационными характеристиками. Брусчатка имеет привлекательный вид и практически не подвержена износу. Укладка брусчатого камня осуществляется на песчаную подушку, обеспечивающую полноценный отвод воды и защищающую покрытие от размывания.
У дорог из брусчатки нет жесткой конструкции, поэтому полотно сохраняет свою целостность. Строительство дорог из камня включает в себя несколько основных этапов:
Использование камня для строительства дорог связано с серьезными материальными затратами. Также для обеспечения желаемых эксплуатационных характеристик покрытия очень важно доверять все работы квалифицированным мастерам. Отметим, что дорога из брусчатки нуждается в периодическом обслуживании, на которое также нужно выделять денежные средства. Нарушение технологии укладки приводит к вспучиванию и проседанию таких дорог.
Очень важно правильно выполнять работы, связанные с устройством дренажа, так как скопление воды приводит к размытию дороги. Из минусов каменного покрытия выделим повышенный шум и вибрацию во время движения. Ещё один серьезный недостаток - низкое сцепление автомобильных колес с мокрой брусчаткой.
Ключевые правила укладки брусчатки:
Преимущества устройства дорожного полотна с использованием плит:
На этапе подготовки демонтируется верхний слой почвы, может потребоваться также выемка небольшой части земли. Если дорогу планируют применять постоянно, необходимо позаботиться о дренаже.
Далее устраивается подушка в виде щебенки, посыпанной песком. Толщина данного слоя определяется с учетом будущей нагрузки, которую будет испытывать дорога, а также особенностей грунта в конкретной местности. Установка плит осуществляется автокранами на предварительно выровненный и утрамбованный песок.
На финальной стадии работ плиты придавливают, а пространство между ними заполняют песком. Ещё один вариант - фиксация элементов за счет соединения металлических боковых петель с использованием сварки.
Плиты являются универсальным материалом, поэтому с помощью них устраивают покрытия автомобильных стоянок, площадок отдыха, пешеходных дорожек, временных дорог при проведении строительных работ, а также садовых дорожек.
Производство бетонных плит для дорог осуществляется на специализированных предприятиях. Для этого применяют железобетон высокого качества, в котором присутствует арматурная сетка.
Преимущества насыпной дороги из щебня:
Устройство таких дорог проводится с использованием разных фракций щебня, песка, а также геотекстиля. Речной песок хорошо подходит по причине высокой плотности и эффективного выполнения дренажных функций. Поверх песка идут слои крупного щебня, между которыми укладывается геотекстиль. После этого укладывается уже щебень мелкой фракции.
У каждого слоя есть конкретная функция. Песок обеспечивает отвод влаги, а крупный щебень хорошо сцепляется с подушкой из речного песка, в результате чего формируется надежное основание. Следующий слой материала обеспечивает равномерное распределение нагрузки, создаваемой транспортными средствами. Верхний слой выравнивает покрытие и обеспечивает его комфортную эксплуатацию.
Соблюдение всех требований позволяет построить достаточно прочную дорогу, которая будет успешно эксплуатироваться в течение многих лет. Осадки проникают через щебень и не сказываются негативно на состоянии покрытия. Благодаря тому, что слои остаются неподвижными, такие дороги являются достаточно практичными. Для сохранения первоначальных характеристик покрытия очень важно правильно устраивать уклоны в направлении обочин.
Дороги из земли подходят для небольшой интенсивности движения транспортных средств. Естественный рельеф препятствует устройству качественного водоотвода. Качество грунтовой дороги напрямую зависит от особенностей грунта. Нормально эксплуатировать дорогу можно лишь при отсутствии неблагоприятных погодных явлений. Для грунтовых проездов хорошо подходят супесчаные и суглинистые почвы.
Для того чтобы укрепить покрытие проводится подготовка профиля и устройство канав. Такие дороги более надёжные, но требуют регулярного обслуживания. Также профилированные поверхности сохраняют свои первоначальные характеристики намного дольше, по сравнению с естественными.
В сухую погоду правильно обустроенная грунтовая дорога способна обеспечить комфортный проезд автомобилей без серьезных скоростных ограничений. Минусом является наличие пыли. В межсезонье в результате выпадения большого количества осадков дороги зачастую становятся непригодными к эксплуатации. Для того чтобы сделать проезжую часть более прочной, могут применяться разнообразные добавки.
Применение добавок предполагает перемешивание грунта, его профилирование и утрамбовку. Добавки должны применяться по всей поверхности дороги. Это решение позволяет улучшить вид покрытия и эксплуатировать его более активно. Но после дождей конструкция в любом случае нуждается в обновлении.
Для того чтобы повысить водоустойчивость дороги применяются минеральные (известь, цемент) и органические компоненты (битум, деготь).
Современные технологии позволяют задействовать разнообразные материалы при строительстве дорог. Тесты с применением резины начали делать около 100 лет назад. В те времена выполнялась укладка резины поверх мостовых с целью повышения комфорта. Тогда данная технология не получила распространения.
В 2015 году специалисты испытывали возможность использования резины в качестве компонента при изготовлении битума для строительства дорог. Изношенные покрышки измельчают, после чего добавляют в материал при укладке верхнего слоя дорожных покрытий.
Основные преимущества применения крошки в жидком состоянии:
Снижение шума от проезжающего по дороге транспорта существенно повышает комфорт для людей, которые живут возле автомобильных магистралей.
Пластиковые дороги имеют универсальную модульную конструкцию, благодаря чему строительные работы выполняются оперативно и с минимальными трудозатратами. Реализация различных проектов занимает лишь несколько недель. В качестве основания применяется песок, который тщательно утрамбовывается.
Внутри элементов из пластика находятся пустоты, которые идеально подходят для прокладки различных коммуникаций. Благодаря этому можно избежать потребности периодического повреждения поверхности проезжей части для прокладывания кабелей либо труб. Также в данной сфере постоянно появляются свежие идеи.
В будущем планируют монтировать под верхним слоем дороги специальные датчики для сбора данных о транспортном потоке. Дождевая вода будет быстро стекать, а применение нагревательных модулей предотвратит появление наледи. Для подогрева планируют использовать электроэнергию, получаемую в результате вибрации дороги.
Реализация таких идей способствует значительной экономии денежных средств. Перед активным распространением таких дорог будут проходить тесты. Также специалисты выполнят различные расчеты для изготовления пластиковых модулей для строительства дорог.