Асфальт представляет собой наиболее распространенное покрытие дорог и тротуаров. Данный материал обладает оптимальными эксплуатационными свойствами, благодаря чему он пользуется стабильным спросом. Асфальтирование дороги - это очень удобное и практичное решение, применение которого не вызывает каких-либо трудностей, по сравнению с иными видами покрытий. Укладка асфальта в соответствии с требованиями ГОСТа обеспечивает создание покрытия, которое будет обладать устойчивостью к воздействию негативных внешних факторов и отличаться продолжительным эксплуатационным сроком.
Методика укладки холодного асфальта предполагает использование нефтяных дорожных битумов в качестве основы смеси. Выполнять такое асфальтирование можно лишь в теплое время года, поскольку отсутствует стадия высушки воды. Этот вариант асфальтирования нередко применяют для проведения ямочного ремонта.
Такой вариант проведения работ предполагает применение вязких и жидких нефтяных битумов в качестве основы смеси. Горячее асфальтирование может выполняться даже зимой. Для обеспечения максимального срока службы покрытия температура смеси при укладке не должна опускаться ниже 120°. Перед укладкой асфальта участок обязательно необходимо просушить с использованием соответствующей техники.
Разработка проекта осуществляется с учетом индивидуальных характеристик конкретного участка, включая параметры, особенности рельефа и структуру грунта. После выполнения расчетов эксперта формируется смета, в которую включены:
При расчете необходимо брать во внимание расположение различных коммуникаций на конкретном участке. Без этого невозможно надлежащим образом спланировать дренажную систему, благодаря которой в дальнейшем будут исключены трудности с отводом воды.
Внимания заслуживает также корневая система крупных деревьев, поскольку с годами корни разрастаются и способны негативно влиять на дорожное покрытие.
Сначала специалисты срезают верхний слой почвы. Если снятию подлежит большой слой, задействуются бульдозеры и погрузчики. Для разравнивания участка используют грейдеры. После этого обустраивается дорожное “корыто”, которое нуждается в последующем уплотнении.
Какой слой нужно снимать? Прежде всего, специалисты учитывают эксплуатационные показатели будущей дороги. Если обустраиваются дорожки, вполне хватает удалить около 150-250 мм почвы. Правило достаточно простое – чем большей будет нагрузка на дорогу, тем глубже котлован надо выкопать.
Важно! При создании проекта необходимо продумать всё таким образом, чтобы обеспечить отвод воды в дренажную систему. Она ни в коем случае не должна собираться под асфальтом или на дорожном покрытии.
При выполнении работ на участке со старым покрытием, его убирают, используя дорожный фрезер. Материал может применяться повторно, но для этого его предварительно перерабатывают.
На данной стадии работ создаётся «дорожная подушка». Всё происходит в следующем порядке:
Для сохранения первоначальных эксплуатационных свойств в течение длительного времени, все слои обязательно выравнивают грейдером и качественно утрамбовывают. Установка бортового камня способствует огораживанию асфальтируемого участка.
Важно! Для того чтобы покрытие было достаточно прочным, применяется предварительная пропитка поверхности битумом.
Это финальная стадия работ. Если приготовление смеси происходит не на месте работ, для транспортировки материала используют самосвалы. Основными составляющими асфальтобетонной смеси выступают песок, жидкий битум, щебень и минеральный порошок.
В ходе нанесения материала необходимо обеспечить его равномерное распределение. Во избежание появления неровностей применяется специализированная техника для укладки асфальта. Дорожные катки обеспечивают максимальное уплотнение покрытия. Для выполнения каждого типа работ необходимо применять соответствующую технику, что позволяет добиться высокого качества покрытия.
Главный документ, который необходимо брать во внимание, в ходе укладки асфальта - это ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.
Этот стандарт актуален при работе с горячим литым асфальтобетоном и такими же асфальтобетонными смесями. Они используются на дорогах общего пользования, тоннелях, мостовых сооружениях и при выполнении ямочного ремонта.
На различных этапах укладки асфальта применяются соответствующие спецмашины. Использование такой техники не лишь увеличивает скорость асфальтирования, но и положительно влияет на качество выполнения работ. Асфальтирование в наше время проводится с использованием следующих видов спецтехники.
Это самоходная машина циклического действия. Основным инструментом является ножевой рабочий орган. Техника предназначена для выполнения транспортных и землеройных работ.
Бульдозеры используют при выполнении следующих работ:
Бульдозерная техника может оснащаться колесами либо гусеницами. Гусеничные машины создания для эксплуатации в условиях плохой проходимости, отличаются более высокой производительностью и надежностью.
Колесные бульдозеры обладают меньшей мощностью, однако их преимуществом считается великолепная маневренность и возможность использования на территориях небольшого размера. Такие машины используют в ходе устройства основания дороги.
Это ручная техника либо самоходная машина, ключевая функция которой – это поднятие тяжелых грузов, их перевозка и дальнейшая укладка.
Ковшовые погрузчики, как и вышеупомянутые бульдозеры, бывают колесными либо гусеничными. Гусеничные погрузчики более выносливы, отличаются высокой производительностью, а колесные – рассчитаны на выполнение типичных работ минимальной сложности на малых площадях.
Одним из ключевых преимуществ погрузчиков называют универсальность применения. Эти машины можно оснастить различным навесным оборудованием. Наиболее часто используются следующие варианты:
Погрузчики активно эксплуатируются при асфальтировании дорог и дальнейшем вывозе мусора. При необходимости эти машины также используют для уборки территории от снега, листьев и веток.
Главная функция этого вида спецтехники - это планировка участка и его профилирование. Речь идет о прицепной либо самоходной машине, с помощью которой разравнивают и перемещают грунт на месте выполнения работ. Также грейдеры активно используют для того, чтобы убирать с участка снег либо сыпучие стройматериалы.
Такая техника бывает колесной и гусеничной. Задача асфальтобетоноукладчика состоит в непосредственной укладке асфальтобетонной смеси. Такие машины бывают легкими и тяжелыми, что зависит от уровня сложности работ и объема их проведения. На крупных объектах обычно задействуют габаритные машины, а вот легкая техника выполняет вспомогательные функции.
Все перечисленные выше разновидности спецтехники очень важны для правильной и качественной укладки асфальта. Для того чтобы асфальтирование было выполнено с учетом всех действующих стандартов, а результат работ сохранялся максимально долго, необходимо придерживаться всех требований и эксплуатировать соответствующую технику. Лишь тяжелая техника может обеспечить надлежащее уплотнение каждого слоя покрытия, чтобы максимально избавиться от пустот.
Качественное выполнение каждого этапа работ обеспечивает внушительный срок службы покрытия и его оптимальные эксплуатационные характеристики.